"Актуальные цены на автомобили еженедельно фиксируются и публикуются Росстатом, что позволяет комплексно мониторить изменения уровня цен на автомобильном рынке, не допуская их необоснованного завышения", - сообщили "РГ" в Минпромторге. В министерстве добавили, что находятся в тесном контакте как с производителями, так и с дилерским сообществом. Как отметили в министерстве, автомобилей указанных в рекомендации марок в стране производится достаточно для того, чтобы удовлетворить потребность для закупок государственными структурами. При этом в перечень рекомендованных автомобилей вошли модели с различным техническим оснащением в самых разных ценовых сегментах.
Минпромторг составил список автомобилей для госслужащихИтак, для приоритетного использования государственными и муниципальными служащими в служебных целях Минпромторг рекомендовал автомобили брендов Lada, УАЗ, "Москвич", Aurus, Evolute и Haval. Каждый из брендов в списке представлен несколькими моделями. Например, Lada представлена моделями Niva Travel, Niva Legend, Vesta, Vesta SW Cross, Granta. От УАЗа госслужащим рекомендуют закупать модели "Пикап", "Патриот", "Профи", "Хантер", СГР. Есть в списке электромобили от Evolute - I-Pro, I-Joy, I-Sky. Самая дорогая марка Aurus представлена моделями Senat и Komendant, а единственный зарубежный бренд из Китая - Haval - Jolion, Dargo, F7/F7x, H9.
Ранее о необходимости использования российскими госслужащими отечественных автомобилей в сентябре на Восточном экономическом форуме говорил президент Владимир Путин.
В сентябре же по итогам встречи с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности вышло поручение правительству и Управлению делами президента разработать меры по переводу чиновников на отечественные автомобили. По крайней мере список таких автомобилей теперь известен. Как отмечают в Минпромторге, он будет дополняться по мере выхода на рынок других авто.
В сообщении Минпромторга указано, что автомобили "рекомендованы для приоритетного использования государственными и муниципальными служащими в служебных целях". К госслужащим руководители госкомпаний и бюджетных учреждений не относятся. Но эксперты, считают, что требование может быть распространено и на них.
Сама по себе идея закупок для госнужд отечественных товаров не нова. В бюджете, в частности, действует национальный режим, ограничивающий приобретение иностранных транспортных средств, поясняет "РГ" адвокат Людмила Дураева. Например, еще в постановлении правительства от 2015 года № 927 установлены предельные цены (2,5 млн руб.) и мощность (200 лошадиных сил) для приобретаемых автомобилей. Но на стоимость приобретения влияет также статус будущего пользователя.
Действует также Национальный режим, введенный постановлением правительства в 2014 году. Документом напрямую запрещается приобретение авто иностранного производства с перечислением стран, которые считаются недружественными, напоминает эксперт. Хотя попытки выйти за пределы ограничений есть. Буквально накануне Счетная палата РФ указала на то, что в 2024 году Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) планировал закупить шесть автомобилей иностранных марок вместо высоколокализованных российских.
Эксперты считают, что перевод госслужащих на отечественные автомобили даст толчок развитию отечественного автопрома. Однако предстоит прояснить детали реализации этой идеи. "Например, необходимо понять, какая доля в закупках будет приходиться на них. В зависимости от того, какая в итоге будет закупка автомобилей, будет зависеть, насколько существенное влияние это окажет на российских автопроизводителей и экономику страны в целом", - указывает доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ имени Плеханова Мария Ермилова.
Придется ли чиновникам, которые ездят сейчас на импортных автомобилях, сразу же пересесть на отечественные?
К решению этого вопроса уже подступались в Госдуме. В сентябре председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что депутаты будут пересаживаться на отечественные автомобили по мере выхода из строя их нынешнего служебного транспорта. А в регионах для депутатов сразу начнут арендовать российские машины.
Как рассказал "РГ" глава думского Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов, у Госдумы своего автопарка нет, также как и у региональных представительных органов власти. "Депутаты в регионах пользуются машинами, которые по заявкам предоставляют специализированные автобазы. Что же касается Москвы, то здесь в соответствии с законом разыгрывается тендер на обслуживание. Выигрывает та спецавтобаза, которая предложит оптимальные варианты по деньгам. Именно поэтому у нас несколько раз уже менялись автобазы. Это делается для оптимизации бюджетных трат", - подчеркивает Нилов.
Эксперты также считают, что закупать отечественные автомобили взамен импортных будут по мере выбывания последних. "Российские автомобили будут закуплены в случае необходимости замены прежних, а они еще могут не выйти из строя достаточно долго", - говорит Мария Ермилова.
Кого конкретно коснется требование пересесть на отечественные автомобили: только госслужащих или также руководителей госкомпаний и бюджетных учреждений?
С одной стороны, льготами, которые положены госслужащим, руководители бюджетных учреждений не пользуются, тогда вроде бы и требование о замене автомобилей на отечественные на них распространяться не должно. Но с другой стороны, может получиться так, что руководитель подведомственного учреждения будет ездить на импортном и более дорогом автомобиле, тогда как руководитель федерального органа исполнительной власти - на отечественном.
Перевод на отечественные автомобили затронет госслужащих, перечень которых содержится в Указе Президента №1574, говорит координатор направления "Политические проекты" КГ "Полилог" Светлана Платонова.
Стоит учитывать, что к госслужащим относятся не все бюджетники, например, главврачи больниц или директора школ не относятся, уточнила она. Но не исключено, что и эти секторы решат прислушаться к рекомендациям Минпромторга, как, к примеру, это уже сделала Госдума, отметила эксперт.
Может ли чиновник купить за свои средства автомобиль и передать его в гараж для использования в качестве служебного?
На госслужбу стараются привлекать управленцев, бизнесменов, имеющих практический опыт. Успешные менеджеры, приходящие на госслужбу из реальной экономики, вполне могут располагать личными средствами для приобретения автомобилей, выходящих за пределы рекомендательного списка Минпромторга. Эксперты отмечают, что пока нет точных требований на этот счет. Пока требования касаются лишь закупок по закону №44-ФЗ, когда автомобиль поступает в собственность органа власти, указывает руководитель московской коллегии адвокатов "Постанюк и партнеры" Владимир Постанюк. "Если же чиновнику положен водитель, то нет никаких препятствий для того, чтобы возить такого госслужащего не на служебном, а на личном автомобиле (уже любой марки). Это служебные автомобили нельзя использовать в личных целях, а вот наоборот - можно", - поясняет он. Главное это каким-то образом юридически оформить - например, договором аренды, чтобы конкретный чиновник передавал свой личный автомобиль для использования в служебном гараже.
ВАЗ вызывают в мэрию
Пожалуй, меньше всего проблем с пересадкой госслужащих на отечественные автомобили будет в Республике Саха (Якутия). По той причине, что многие из них уже давно пересели. Ведь одним из самых распространенных авто в муниципальных районах остается старый добрый "УАЗ". На нем ездят как простые селяне, так и главы районных администраций. В столице региона тоже есть любители продукции Ульяновского завода. Заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии Эдуард Пихтин ездит на "УАЗ Патриот" и весьма им доволен. И понятно, "УАЗ" в Якутии - машина № 1 еще с далеких советских времен. Здесь даже проводят региональные летние и зимние гонки на ульяновских машинах.
А за тысячи километров от Якутии на этом внедорожнике бороздит скалистые горные дороги глава Кабардино-Балкарии Казбек Коков. Не дожидаясь рекомендаций сверху, он уже пять лет передвигается по республике на автомобиле "УАЗ "Патриот". Полноприводная машина хорошо себя показывает в разных условиях. В пресс-службе руководителя региона уточнили, что в 90 процентах случаев Казбек Коков сам находится за рулем. Кстати, бывает это и в дальних поездках, например, летом 2022 года он с рабочей поездкой посетил Скадовск в Херсонской области, над которым республика взяла шефство.
Одним из первых руководителей российских регионов пересел на служебный автомобиль отечественного производства и глава Татарстана Рустам Минниханов. И сделал он это еще три года назад. На церемонию вступления в должность в 2020 году он приехал на российском представительском седане Aurus Senat. Эти автомобили премиального класса стоимостью от 18 миллионов рублей выпускают в Татарстане на территории особой экономической зоны "Алабуга".
По мнению Рустама Минниханова, которое он неоднократно озвучивал в общении с коллегами и журналистами, не только Aurus Senat, но и другие имеющиеся сейчас отечественные автомобили соответствуют всем стандартам качества. В середине августа Рустам Минниханов вручил министру образования и науки РТ Ильсуру Хадиуллину символический ключ от 49 новых служебных машин Lada Vesta, предназначенных для начальников отдела и управлений образования.
Нужно признать, что среди российских автомобилей именно вазовские модели наиболее популярны у региональных и городских администраций. Так, в мэрии Екатеринбурга заменять отслужившие иномарки машинами АвтоВАЗа начали еще в прошлом году. Горадминистрация закупила 11 машин Lada 2022 года выпуска для муниципальной автобазы. Авто без особого шика: мощность двигателя 100-150 лошадиных сил, салон из текстиля, электронный контролер устойчивости и подушки безопасности для водителя и пассажира на переднем сиденье. "Соотношение цена - качество отличное", - заверили "РГ" в администрации города.
Еще раньше - три года назад - на вазовские модели стали пересаживаться в Удмуртии. Именно тогда правительственный автопарк республики пополнился тремя десятками Lаda Vesta, которые собирали рядом - на ижевской площадке АвтоВАЗа. Принимая решение о замене машин, глава республики заявлял об экономической выгоде - содержать старые иномарки было дороже, чем покупать новые российские авто.
А буквально на днях, 20 октября, семь автомобилей Lаda Niva вручили в Уфе первым заместителям глав районных администраций. Первый вице-мэр Уфы Сергей Кожевников пожелал новым обладателям автомобилей меньше находиться в кабинетах и больше выезжать на территории. Что касается администрации главы РБ и правительства республики, то пока большинство чиновников ездят пока на иномарках. В автопарке преобладают машины чешской марки Skoda и японской Toyota, есть несколько BMW. В транспортном управлении отметили, что машины иностранного производства будут замещаться отечественными по мере их выхода из строя.
Такой же тактики собираются придерживаться и в ДФО. На дорогах Дальнего Востока машин отечественного производства немного, еще меньше чиновников, на них передвигающихся, но, похоже, изменения грядут и здесь. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев еще летом во время Петербургского международного экономического форума протестировал новый автомобиль АвтоВАЗа Lada Aura и заявил, что региональные власти в перспективе могут заказать эту модель для своего автопарка.
Ведь смена автомобиля - строка расходов в бюджете, а они на этот год не были предусмотрены. По этой же причине во многих регионах не заметна активная пересадка госслужащих на наш автопром. Ставропольским чиновникам личный пример подал глава администрации Октябрьского района Ставрополя Алексей Ломанов - в начале августа сменил рабочую Volvo на Lada Vesta. И остался доволен. Свой выбор он объяснил так: "Машина сама по себе практичная, удобная, красивая, но главное - экономная в обслуживании. Бюджеты районных администраций ограничены, поэтому чем меньше мы тратим на сопровождение деятельности аппарата, тем больше можем пустить на реальные действия".
Не остались без внимания региональных руководителей и автомобили столичного бренда. В начале октября автопарк правительства Красноярского края пополнился автомобилями отечественной сборки "Москвич 3". Как сообщает пресс-служба губернатора региона, партия из четырех машин со дня на день выйдет на рабочие маршруты. Машины без излишеств - обычные "рабочие лошадки", кроссоверы в достаточно скромной комплектации.
В Калининградской же области решили использовать другую возможность. Здесь сегодня на заводе "Автотор" собирают китайские марки Kaiyi и BAIC. Если машины успешно пройдут испытания, то они смогут заменить марки Skoda, Renault, KIA или Hyundai, которыми наполнен региональный автопарк.
Подготовили Светлана Добрынина, Инесса Доценко, Гульназира Ишбердина, Оксана Ильина, Ольга Кондрева, Дмитрий Лапин, Мария Сергеева, Михаил Сухарев, Денис Гонтарь
Член правления Ассоциации юристов России Дмитрий Липин назвал данное главой государства поручение совершенно логичной мерой, направленной на развитие отечественного автопрома и обеспечение технологического суверенитета. "При этом понять, как именно будет происходить процесс обеспечения государственных структур автомобилями, можно будет только тогда, когда будет исполнено данное поручение", - говорит он.
При этом Дмитрий Липин подчеркивает: корректней говорить не о "пересадке чиновников на отечественные авто", а о смене госавтопарка. "Во-первых, речь идет не только о персональных автомобилях, но и об автопарках ведомств, в том числе МВД, МЧС России и других, - говорит он. - Во-вторых, само по себе рассуждение о "чиновниках" некорректно, поскольку их круг достаточно широк, но не все чиновники обеспечиваются автомобилями, а не все обеспеченные личными автомобилями от государства являются чиновниками. Кроме того, например, депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации вообще не обеспечиваются личным транспортом, а пользуются услугами специального автотранспортного предприятия, работающего по принципу такси".
Независимо от того, какое лицо будет передвигаться на автомобиле (госслужащий, депутат и т.п.), закупать автомобили будут службы, отвечающие за материальное обеспечение. Таким образом, все зависит от того, какая именно структура будет закупать авто для того или иного ВИПа. Строго говоря, на руководителей госпредприятий и компаний, на взгляд юриста, новые требования пока не распространяются. Но не исключено, что в перспективе новыми нормативными актами ограничения могут быть распространены и на них, считает юрист.
Подготовил Владислав Куликов
Какие автомобили рекомендованы чиновникам, и кто их сможет использовать?
Очевидно, что любые "Аурусы", это - для чиновников высокого уровня. Но есть служащие и других рангов. Так чем же заменить, например, одну из самых популярных у них моделей Toyota Camry? Тут на смену и подоспел "Москвич 6". Недавно его даже оценил глава Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, сравнив именно с Camry. Это действительно довольно элегантный седан. По комфорту внутри и по различной электронике он даже превосходит японца. Оснащается двигателем объемом 1,5 литра, мощность - 136 л.с. Против 2 литров и 150 л.с. у японской модели.
На недавней презентации чиновникам очень понравилась Lada Aura. Это удлиненная версия Lada Vesta. Она также могла бы заменить собой японский автомобиль, но в перечень не вошла. Дело в том, что ее пока нет. Предполагается начать ее выпуск в середине следующего года. И вот тогда она в список попадет, ведь его планируется обновлять регулярно.
В список вошли все выпускаемые у нас под Липецком электромобили Evolute, а также электромобиль "Москвич 3е". Примечательно, что по цене и длительности проезда на одном заряде "электроМосквич", пожалуй будет более интересен. У него заявлен запас хода 410 км. Однако есть один недостаток - проблемы с отоплением. Если Evolute оснащают дизельными обогревателями, то "Москвич" - нет.
Очевидно, что электромобили для чиновников могут использоваться в качестве развозных, да и то лишь в крупных городах. Потому что зарядные станции - пока дефицит, а на одном заряде много не наездишь.
Также в список попали модели Haval, которые производятся под Тулой. В частности, Jolion - довольно скромный по размерам переднеприводный кроссовер. А еще и флагман той же марки - тяжелый полноприводный рамный внедорожник Н9. Он оснащается бензиновым двухлитровым двигателем, мощностью 245 л.с. и восьмиступенчатой автоматической коробкой передач.
И не надо удивляться тому, что в перечень попал УАЗ, известный в народе как "Буханка". Чиновники не только в Москве сидят. А главам сельских поселений, например, надо добираться в силу своей работы до совершенно разных мест. И вот тут лучше "Буханки" ничего не найти, особенно если она в версии Expedition. То есть с тросом, силовым бампером и прочими атрибутами внедорожника.
В 5800 декларациях о доходах за 2021 г., опубликованных на сайтах министерств, законодательных и судебных органов, госслужащие, судьи и депутаты упомянули о 6538 машинах в личной собственности или у супруга. Из них российскими оказались 438 (6,7%). Самые распространенные модели - Toyota Land Cruiser (262 ед.), Toyota Rav4 (183 ед.) и VW Tiguan (127 ед.).
Самые популярные бренды - Toyota (13,2%), Nissan (7,1%), KIA (7,0%), VW (6,3%), BMW (5,7%).
В перечень рекомендованных автомобилей вошли модели с различным техническим оснащением в самых разных ценовых сегментах.