22.10.2023 19:16
Власть

Приставы начали штрафовать банкиров за использование роботов-коллекторов при звонках должникам

Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №239 (9184)
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд признал законным решение службы судебных приставов о наказании банкиров, чьи роботы-коллекторы слишком назойливо звонили должнику. Решение принципиально важное: ни один хам-коллектор не сможет спрятаться за спину искусственного интеллекта.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Как рассказали в объединенной пресс-службе судов Вологодской области, гражданин, являющийся должником по кредиту, пожаловался в управление Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области на назойливые и частые звонки кредитора.

Гражданин рассказал, что на его абонентский номер поступают ежедневные звонки и СМС-сообщения от банка с требованием о возврате задолженности.

"Управление в ходе проверки установило превышение установленной законом частоты взаимодействия банка с должником, за что в мае 2023 года привлекло его к административной ответственности", - рассказывают в пресс-службе.

Однако банкирам такой исход дела не понравился. Они пошли в суд. "Банк оспорил решение управления в суде, ссылаясь на то, что робот-коллектор только осуществлял набор номера, а непосредственного разговора с заемщиком по телефону не было", - рассказывают в суде.

Минюст предлагает ввести новые штрафы для коллекторов

Иными словами, мол, тревожить частыми звонками человека - не проблема. Такова была логика банкиров. Ведь человек даже не выслушивал до конца слова металлического голоса, а обрывал связь. Суд, выслушав доводы, ответил категоричное "нет": банкиры не правы. Они обязаны держать своих роботов в узде.

"Количество звонков должнику от робота-коллектора банка в ноябре и декабре 2022 года доходило до 8 в неделю и 18 в месяц при установленном законодательством предельном количестве не более 2 раз в неделю и 8 раз в месяц, - рассказывают в пресс-службе. - Несмотря на то, что телефонные разговоры фактически не состоялись, поскольку абонент "бросал трубку", сам факт наличия попытки набора номера и соединение с клиентом свидетельствуют о нарушении банком закона".

Банкиры пытались доказать, что раз человек сбрасывал трубку, то и правил они не нарушали, звоня слишком часто. Суд их доводы отверг

Суд подтвердил правоту службы судебных приставов. Крайне важный правовой урок: на роботов-коллекторов распространяются те же правила, что и на обычных коллекторов. Нельзя звонить чаще, чем положено. Нельзя тревожить человека по ночам. И т.п. Потому банкиры должны заплатить 60 тысяч рублей штрафа.

Напомним, что минувшим летом главой государства был подписан закон, который ввел понятие "автоматизированный интеллектуальный агент", используемый для взыскания долга. Граждан должны предупреждать, что с ним разговаривают роботы. И роботы обязаны быть неназойливыми.

Право Долги и кредиты Вологодская область