В Ленобласти до настоящего времени не зафиксировано случаев проникновения разведывательных или ударных БПЛА, запускаемых с территории Украины. Чтобы не дожидаться сюрпризов, в Торгово-промышленной палате Ленобласти организовали прямой диалог промышленников, представителей профильных государственных ведомств и компаний-разработчиков с целью подтолкнуть контролирующие и правоохранительные органы к тому, чтобы поскорее согласовать все вопросы, связанные с защитой от БПЛА.
В настоящее время нормативы антитеррористической защищенности объектов промышленности не содержат обязательных требований к установке систем противодействия БПЛА, а значит, этот вопрос остается на усмотрение владельцев предприятий. При этом предприятия уже начали закупать и использовать антидроновые системы и сразу же столкнулись с целым рядом проблем.
Их корень в том, что государство до сих пор в полном объеме не регламентировало частотные и другие технические характеристики подобных систем, досконально не прописало порядок их работы вблизи инфраструктурных объектов, таких как гражданские аэропорты, АЭС, не регламентировало процедуру взаимодействия со всеми заинтересованными организациями и ведомствами.
Тех, кто уже закупил такие системы, могут ждать неприятные сюрпризы. Как рассказал сотрудник северо-западного филиала одной из крупных топливных компаний, руководство потребовало в сжатые сроки установить систему противодействия БПЛА с максимально широким частотным полем и дальностью, способную подавить работу навигационного оборудования, используемого в БПЛА.?Сказано - сделано. Но при запуске этой антидроновой системы она начала глушить сотовую связь, что угрожает безопасности персонала и местного населения.
Наличие проблемы подтвердила представитель ФГУП "Главный радиочастотный центр СЗФО" Наталья Войтенко. Причина в том, что нормотворчество не поспевает за техническим прогрессом. Так, всего два года назад в России начался процесс интеграции гражданских БПЛА в единое воздушное пространство страны. Он далек от завершения, а сегодня уже необходимо найти место в законе и на практике для систем подавления БПЛА. И для беспилотников, и для антидроновых систем необходимо выделение специальных радиочастот, использование которых не должно мешать пилотируемой авиации, радионавигации и функционированию электронной связи, включая мобильную, а также радио- и телевещанию. И если в отношении БПЛА решение о выделении бесконфликтного частотного спектра появилось в ноябре 2021 года, то для антидроновых систем все только начинается.
"Решение Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), которое определяло бы условия использования радиоэлектронных средств подавления сигналов БПЛА, пока не принято", - сообщила Наталья Войтенко. Именно этот документ, который готовит межведомственная рабочая группа, должен определить, кому и на каких условиях будет разрешено использование систем противодействия БПЛА. А пока его нет, по словам Войтенко, от операторов связи уже идут жалобы на помехи, создаваемые устройствами противодействия беспилотникам. Но невозможность дозвониться или заглянуть в интернет с телефона - это еще цветочки, ягодки могут ждать нас в сфере безопасности полетов. Поэтому заказчикам и операторам антидроновых систем на промышленных объектах в радиусе 45 километров от аэропортов рекомендуется заранее получить детальное согласование от Росавиации, Минобороны и других компетентных ведомств, прежде чем включать свои "дронобойки".
А пока каждый, кто приобрел "железо" и запустил защиту от дронов на своем объекте, действует на свой страх и риск. И если завтра уже работающее оборудование из-за конфликта с критически важным радионавигационным или телекоммуникационным комплексом окажется вне закона, убытки владельцам никто не компенсирует. Для справки: стоимость модульной антидроновой защиты, предлагаемой одним из петербургских предприятий, варьируется от четырех миллионов до 24 миллионов рублей, в зависимости от типа и состава модулей. При этом от разработчиков и производителей систем подавления БПЛА, как уже говорилось, пока не требуется согласований проектов с радиочастотной службой, так что в случае чего с них взятки гладки.
У промышленников есть вопросы и к тому, кто конкретно имеет право использовать системы противодействия БПЛА. Если с предприятиями наивысшей категории опасности в целом все понятно, то с объектами других категорий - нет. Можно ли вручить антидроновое ружье обычному сторожу? Или посадить за пульт управления купольной системой защиты сотрудника ЧОПа или собственной службы безопасности?
"До недавнего времени законом не были закреплены полномочия работников частных охранных организаций и ведомственной охраны по применению систем противодействия БПЛА, - отметил Станислав Байков, замначальника второго отдела Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. - ФЗ N 440 внесены изменения в закон о частной детективной и охранной деятельности, а также о ведомственной охране, предоставившие сотрудникам частных охранных организаций и ведомственной охраны право пресекать функционирование БПЛА".
Вопросы участников диалога о том, какие системы все-таки можно закупать без опасений за их дальнейшее согласование и работу, а от каких лучше отказаться, представитель Росгвардии переадресовал разработчикам таких систем. И предложил промышленникам, пока власти не залатали пробелы в нормативной базе, руководствоваться здравым смыслом: как минимум обсудить параметры и порядок работы антидроновых систем с соседями по локации, чтобы ненароком не вырубить чужое оборудование.
"Каких-либо единых технических решений или методических рекомендаций по защите объектов промышленности от БПЛА по линии Росгвардии в настоящее время нет и не поступало со стороны иных органов госвласти", - подчеркнул Станислав Байков. Согласования систем противодействия БПЛА в органах Росгвардии в настоящее время не требуется, добавил он. Если такая система все-таки установлена, предприятие обязано актуализировать действующий паспорт безопасности на свой объект.