Дополнительные кадры, особенно из сферы IT, способствуют формированию национального технологического суверенитета, в то время как их дефицит негативно влияет на экономическую безопасность страны, отмечают во ВНИИ труда. Прежде всего предлагается оказывать поддержку представителям IT-отрасли.
В качестве возможных мер поддержки эксперты называют восстановление вернувшихся специалистов на прежней работе или помощь им в поиске новой, а также оказание психологической помощи, предоставление временного жилья, материальных пособий и восстанавление утраченных документов.
Представители IT-отрасли действительно являются одной из самых массовых групп среди релокантов, отмечает Павел Селезнев, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России. Они составляют до четверти от всех уехавших. Второе место по численности у работников маркетинга и пиара, а также иных медийных специальностей. "Из релокантов, согласно данным опросов, две трети хотели бы вернуться в Россию. По оценкам, не менее трети из числа уехавших уже вернулись. Среди айтишников доля вернувшихся меньше, оценочно она составляет менее 20%", - говорит Селезнев. Он объясняет это тем, что многие релоцированы своими работодателями и имеют стабильный доход, другие работают на российских работодателей, и такой формат сотрудничества их полностью устраивает.
В основном российские специалисты отправились в страны Прибалтики, Сербию, Словакию, Турцию. Из стран бывшего СССР - Армению и Грузию, а также в Казахстан, Узбекистан и Киргизию.
При уровне безработицы менее 3% вернувшимся из-за границы специалистам сложно будет остаться без работы, считает Селезнев.
А вот проблемы с жильем у релокантов действительно есть. Уезжая из страны, они оставляли свои съемные, продавали квартиры в собственности и по ипотеке. Чем выше был уровень паники у специалиста, решившего уехать, тем более решительные действия со своей недвижимостью он совершал. Так, в 2022 году наблюдался процесс увеличения свободных квартир в аренду, а с середины 2023 года их сокращение.
При этом все же есть риски для тех, кто захочет вернуться в страну. К примеру, для тех, кто не пришел в военкомат, имея повестку о мобилизации. Или к тем, кто за границей участвовал в антироссийских акциях, могут возникнуть вопросы, отмечает Селезнев. Им лучше поинтересоваться в российских правоохранительных органах, имеются ли основания для их привлечения к ответственности.