25.10.2023 20:20
Экономика

Ситуация с демпфером показала, что опасно ломать уже работающий механизм и внедрять сомнительные налоговые новации

Ситуация с демпфером показала, что опасно ломать уже работающий механизм и внедрять сомнительные налоговые новации
Текст:  Константин Симонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №243 (9188)
Ситуация с ценами на дизель и бензин на внутреннем рынке вызвала много эмоций и получила даже название "топливный кризис". Хотя такое словосочетание слишком эмоционально. На самом деле стоило государству вернуть полноценные выплаты по демпферу - и положение сразу же нормализовалось. Давайте немного разберемся в механике этой истории. Еще летом начали заметно расти экспортные цены на российскую нефть. А вот рубль, наоборот, заметно подешевел. Это привело к тому, что экспортная альтернатива, особенно по дизелю, стала заметно выгоднее.
Читать на сайте RG.RU

Предвижу вопрос: "А почему у нас цена на бензин должна быть привязана к внешним рынкам?" Самое главное, о чем забывают эмоциональные сторонники административных запретов и фиксированных цен, заключается в том, что государство сознательно перенесло налоговую нагрузку в нефтяной отрасли с экспорта на добычу. Это именно то, что принято называть "большим налоговым маневром" в нефтяной индустрии. Напомню, он должен закончиться как раз в 2024 году. И экспортная пошлина вообще должна обнулиться.

Идея была простой - основной сбор с отрасли теперь не пошлины, а налог на добычу (НДПИ). Добывается ведь нефти заведомо больше, чем экспортируется, значит, казна оказывалась в серьезном плюсе. В этом и была цель реформы. Не забудем и еще один маленький нюанс. В формуле НДПИ есть прямая привязка к мировым ценам через один из коэффициентов. Таким образом, чем дороже нефть Urals на внешних рынках, тем больше размер НДПИ. Именно поэтому, чтобы иметь возможность платить повышенные налоги, нефтяники получили альтернативу: если более выгодно экспортировать нефтепродукты, это не возбранялось. А пошлинами экспорт уже не регулировался. Это был сознательный выбор государства - ему нужны были дополнительные доходы.

/ Инфографика "РГ"/ Александр Чистов

Но цены на внутреннем рынке заметно пошли вверх. Просто потому, что при такой системе налогообложения копании уходили в минус. И тогда в 2019 году был придуман демпфер. Государство возвращало нефтяникам часть собранных налогов за их согласие оставить на внутреннем рынке нужные объемы по ценам, рост которых не превышает инфляцию. Это важный момент, о котором все время забывают. Надо понимать, что основная выплата по демпферу покрывается дополнительными сборами по НДПИ. Данный механизм "вшит" в формулу НДПИ как еще один коэффициент (Кабдт).

В сентябре же в формулу демпфера решено было ввести коэффициент 0,5. Иными словами, уполовинить выплаты. А теперь добавим сюда два обстоятельства, о которых говорили в самом начале. Средняя цена на российскую нефть Urals при отгрузке из российских портов составляла в сентябре, по данным минфина, 83,08 доллара за баррель. Средний же курс рубля был выше 96 рублей за доллар. Это значит, что в сентябре баррель экспортной нефти стоил в среднем чуть дороже 8000 рублей. И налоги берутся именно с такой суммы. Чтобы вы понимали - в январе - марте цена была ниже 4000 рублей, в апреле - июне ниже 5000 рублей. Нефтяные компании не могли и платить налоги в полном объеме (особенно с учетом ряда изменений в НК РФ в 2022-2023 годах, повышающих налоговую нагрузку для отрасли), и держать низкие цены на внутреннем рынке. Расчеты показывают, что если взять ситуацию сентября, то без демпфера нефтяники просто получали бы убыток примерно в 60% от цены дизеля на заправке.

На самом деле у нас есть всего два варианта. Первый - действовать в советском стиле, устанавливать предельные цены, запрещать экспорт и отменять демпфер. Несложно догадаться, что будет дальше. Вы получите дефицит топлива, падение его качества, затем сокращение переработки, экспорта, обвальное падение налоговых сборов, рост социальной напряженности. Экономика государства пойдет в разнос.

Второй путь - уже придуман. И показал свою эффективность. Это демпфер. К чему изобретать велосипед? Собственно, это признало и правительство. Оперативно и разумно вернув прежнюю формулу. Правда, остался еще один вопрос. Платежи по демпферу по факту реализуются с задержкой в месяц. Поэтому в сентябре выплаты велись по августовским расчетам. Получается, что уполовиненный демпфер в сентябре не взымался. Отсюда и возник тезис о недополученных в бюджет доходах. Тезис на самом деле спорный. Просто потому, что изначально при официальном планировании бюджета вообще не шла речь об изъятии дополнительных средств из нефтянки через уполовинивание демпфера. И даже если в октябре вернуть компаниям из бюджета полный демпфер, их доход от продаж топлива на АЗС составит всего порядка 1%.

Так что нанести удар по ключевой бюджетонаполняющей отрасли - это так себе стратегия. Напомню, что нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ должны увеличиться в 2024 году почти на 30% по сравнению с 2023 годом. Понятно, что государству сейчас остро необходимы деньги. Но не случайно на одном из совещаний президент Путин вспомнил про курицу, несущую золотые яйца - можно ее ощипать и сварить суп, но золота уже не будет.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности

Бензин