25.10.2023 17:59
Общество

Как космонавт Олег Кононенко разбирался на орбите с неисправной техникой

Текст:  Наталия Ячменникова
Сегодня в 20.55 по московскому времени начнется выход российских космонавтов Олега Кононенко и Николая Чуба в открытый космос. Им предстоит провести за бортом Международной космической станции 6 часов 52 минуты.
Читать на сайте RG.RU

Одна из задач, которая стоит перед нашими космонавтами, осмотреть и сфотографировать место негерметичности на внешнем (резервном) радиаторе модуля "Наука". Того самого контура, из которого произошла утечка теплоносителя 9 октября 2023 года. Это не просто важно, а необходимо для того, чтобы специалисты на Земле могли выяснить причины возникновения утечки.

Николай Чуб будет впервые работать снаружи МКС. А вот для Олега Кононенко это шестой выход: у него за плечами уже четыре космических полета. Нынешний - годовой(!) - пятый.

Кстати, в декабре 2018 года космонавту Кононенко уже пришлось разбираться на орбите с неисправной техникой. Напомним: 30 августа того года на МКС неожиданно упало давление. Причину нашли быстро - утечка воздуха в пристыкованном к МКС корабле "Союз МС-09". Воздух уходил через отверстие в два миллиметра в шпангоуте бытового отсека корабля. Космонавты отверстие заделали, герметичность станции восстановили. Но вопрос, откуда взялась дыра, оставался открытым.

В декабре российские космонавты Олег Кононенко и Сергей Прокопьев вышли в открытый космос, чтобы вскрыть обшивку корабля и получить пробы со злополучной дыры. Согласно плану, космонавты должны были справиться с работой примерно за шесть часов. В итоге на выполнение задачи им потребовалось 7,5 часа. То, что будет очень сложно и рискованно, понимали все. Бытовой отсек в принципе не предназначен для работы на нем в открытом космосе: здесь нет поручней, элементов крепления. "Конечно, есть альтернативные способы, как туда подобраться с помощью "стрелы", но они не очень жесткие, - пояснял журналистам исполнительный директор по пилотируемым космическим программам "Роскосмоса", космонавт Сергей Крикалев.

Специалисты придумали специальную методику: как подойти, закрепиться, удержаться. И когда из ЦУПа шла прямая трансляция выхода, все с замиранием сердца наблюдали, как наши космонавты подбираются к нужному месту с помощью двух манипуляторов - "стрел".

Переговоры космонавтов напоминали короткие сводки. "Меня всего надо держать, если я ножом начинаю работать, меня заносит", - в какой-то момент говорит Олег Кононенко. Каждое движение ножницами по металлу, которыми он пытался прорезать экранно-вакуумную теплоизоляцию бытового отсека, отталкивало космонавта от корабля… Такая операция никем и никогда в космосе еще не выполнялась. "Сердце кровью обливается: ножом и корабль", - не удержался от эмоций Олег, вспарывая теплоизоляцию.

Космонавты работали резаком и ножницами по металлу. Как рассказывают эксперты, поначалу резак думали использовать только для предварительных надрезов, а основную часть работы выполнить ножницами. Но реальность внесла коррективы: теплоизоляцию вскрывали именно резаком. А затем ножницами разрезали и с помощью зажимных клещей отогнули микрометеоритную защиту. Когда Кононенко доложил, что обнаружил отверстие, ЦУП подтвердил: "Да, мы его тоже наблюдаем". Космонавты взяли мазки с открывшейся поверхности корабля.

Это легко писать, что делали тогда Олег Кононенко и Сергей Прокопьев. Но представить то напряжение, которое они испытывали во время работы, могут, пожалуй, только специалисты. И в более простых ситуациях за бортом станции космонавты теряют в прямом смысле слова до двух и больше килограммов! Элементарно худеют.

Все добытые в космосе "улики" были спущены на Землю и переданы экспертам. Это образцы герметика, которым было закрыто отверстие, мазки с внешней поверхности, а также пластины микрометеоритной защиты.

Космос