25.10.2023 10:19
СЗФО

Нейросети и удаленка привели к росту экономических преступлений в СЗФО

Текст:  Денис Гонтарь (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №240 (9185)
Более 350 тысяч уголовных дел по экономическим преступлениям завели в российских регионах за шесть месяцев 2023 года. Это на 15 процентов превысило показатели аналогичного периода 2022-го. По данным Генпрокуратуры и МВД России, злоумышленники все чаще присваивают и растрачивают чужое имущество и занимаются мошенничеством. Эксперты СЗФО убеждены, что корни проблемы кроются в новых технологиях и нейросетях, а также в растущей популярности фриланса и аутсорсинга.
Читать на сайте RG.RU

К сожалению, Северо-Запад стал единственным федеральным округом, где число зарегистрированных преступлений выросло на 0,3 процента. Наибольший прирост наблюдается в Ненецком автономном округе, Республике Коми, Новгородской области и Санкт-Петербурге. Заметно снизилась преступность в Ленобласти и Карелии. При этом на экономические преступления традиционно приходится большая часть уголовных дел.

Здесь юристы сразу делают оговорку: далеко не все из них связаны непосредственно с бизнесом и предпринимательской деятельностью. Те же мошенники используют сегодня все достижения науки и техники, маскируясь при помощи чат-ботов и нейросетей под добросовестных участников рынка. Это наносит дополнительный удар по деловой репутации компаний и серьезно мешает им работать.

- Все чаще возникают ситуации, когда мошенники начинают копировать голос популярных блогеров, ведущих, диджеев и использовать его для обмана и незаконного получения средств. Ведь образцы их речи можно найти в свободном доступе в интернете. В такой ситуации может оказаться каждый, поэтому я бы рекомендовал внимательно следить за тем, что вы публикуете в социальных сетях и кому отправляете голосовые сообщения. Подобные дела расследуются очень долго, и шансы на успех, к сожалению, невелики, - рассказал "РГ" калининградский юрист Антон Цепин.

Через нейросети злоумышленники могут легко создавать фальшивые профили в социальных сетях, используя сгенерированные фотографии, которые все труднее отличить от изображений реальных людей. Затем они просто наполняют аккаунты фейковой информацией и запускают рассылку от имени банков, крупных компаний, фондов социального страхования и других организаций. К сожалению, люди, плохо ориентирующиеся в цифровой среде, охотно ведутся на подобные уловки, передают свои логины и пароли, номера банковских карт с кодами подтверждения и теряют миллионы на счетах.

В России активно вводят меры по борьбе с кибермошенничеством

- Помимо разработки приложений, мы, например, создаем арты, логотипы и другие графические изображения для заказчиков. Внутри компании пользуемся "нейронками", в которые заложили эскизы наших художников. Это позволяет ускорить процесс в два-три раза, - поделилась своим мнением руководитель отдела разработки мобильных приложений компании Санкт-Петербурга Елена Чумакова. - Однако ничто сегодня не мешает мошеннику взять эти изображения из Сети, если они туда попали, и использовать их нам во зло. Он может даже заложить их в обучающую программу для собственной нейросети, что позволит ему генерировать изображения в похожем графическом стиле. По сути, нас обворовывают, и компания недополучает прибыль.

Раскрывать такие преступления правоохранительным органам приходится по классическому законодательству прошлых лет, которое пока не успевает за бурным развитием технологий. В том числе и по этой причине современное цифровое мошенничество сложно расследовать. Однако решение у проблемы есть. Законодателю необходимо разделить контент, созданный человеком и искусственным интеллектом. Член Совета Федерации от Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков полагает, что для этого следует ввести маркировку продуктов ИИ. Прецеденты уже есть в Китае, а с 2025 года законодательные новеллы заработают в Европе. России в этом плане, убежден сенатор, отставать нельзя.

- При любом взаимодействии с роботом человека должны об этом предупреждать - голосовым сообщением, если он звонит в банк, либо текстовой плашкой, если смотрит фильм, созданный искусственным интеллектом, - заключил Шендерюк-Жидков.

Впрочем, не только искусственный интеллект виноват в росте количества экономических преступлений на Северо-Западе. Часто сами предприниматели не спешат соблюдать нормы закона. Сейчас все еще действует мораторий на проверки бизнеса, однако некоторые компании неверно его трактуют и воспринимают как сигнал к вседозволенности. Изначальная идея заключалась в стимулировании экономической активности и построении доверительных отношений между контролирующими органами и предпринимателями. На деле обязательные требования закона нередко обходят в надежде, что надзор не заметит нарушений.

Чтобы выжить в условиях санкций, бизнес идет на различные уловки и ухищрения, которые приводят к нарушению уголовного законодательства. Свою роль сыграло развитие фриланса и аутсорсинга. Оно выработало вредоносную практику оплаты товаров и услуг путем перевода с карты на карту физического лица. Эксперты общероссийской общественной организации "Деловая Россия" полагают, что это привело к стиранию различий между понятиями "заработать" и "присвоить" у некоторых предпринимателей и граждан.

Тем временем

Юристы предложили пересмотреть размеры крупного и особо крупного ущерба по многим составам экономических преступлений. По их мнению, критерии расчетов 20-летней давности давно утратили актуальность, что на практике приводит к несправедливым обвинениям.

СЗФО