Моя дочь сдавала ОГЭ минувшим летом. С ее 4,8 балла мы могли не беспокоиться: по рейтингу проходила и в профильный 10-й класс, и на бюджет в колледж, но я хорошо помню метания ее ровесников, которые, мягко говоря, результатами не блистали.
- Родной лицей моего сына оставлять у себя не хочет, чтобы показатели не портил. В колледж на бюджетное место не попасть, если балл ниже 3,5, а платно учить я не могу. Никому такие не нужны, получается? Пусть вообще без образования остаются?! - возмущалась на выпускном одна из мам.
Парня в итоге взяли в школу попроще, послабее. У него есть два года, чтобы определиться. И таких ребят в 10-11 классах достаточно. В нашем детстве существовала система учебно-производственных комбинатов (УПК). Раз в неделю вместо уроков мы шли туда и приобретали навыки секретарей-машинисток, продавцов, водителей и т. п. В конце сдавали экзамены и получали свидетельства. Не знаю, можно ли было с ними найти работу, поскольку сама сразу поступила в вуз, во всяком случае, в трудовую жизнь подростков погружали весьма реалистично. А кто-то из ровесников сразу ушел после 9 класса в ПТУ и через пару лет начал зарабатывать.
Сегодня у ребят такой вилки выбора нет: сеть ПТУ благополучно разрушили, создав некий гибрид между начальным и средним профобразованием. В большинстве колледжей якобы можно учиться и по одной программе, и по другой, при этом стоит заградительный барьер в виде проходного балла, то есть на бюджет попадают опять-таки отличники и хорошисты, а троечникам светит разве что коммерческий договор.
Между тем рынок труда испытывает острую нехватку рабочих и среднего персонала. Не только оборонка или станции скорой помощи, о которых много пишут, но и, казалось бы, вполне благополучная нефтегазовая отрасль. Инициатором пилотного проекта, который стартовал в ноябре 2022 года в Югорске, выступило одно из градообразующих предприятий. В эксперименте участвовало 50 школьников. Они попробовали себя в роли няни, автослесаря, электромонтера, линейного трубопроводчика, повара и кондитера. Теорию штудировали в Советском и Югорском политехнических колледжах, практику проходили на настоящих предприятиях.
К примеру, Роман и Никита тренировались обслуживать нефте- и газопроводы.
- В Югре дело очень востребованное. Если после 11-го класса будет возможность учиться дальше, вернусь в колледж уже в качестве студента, - поделился впечатлениями Роман.
Как рассказали в пресс-службе газотранспортной компании, молодые линейные трубопроводчики теперь могут сами определять качество сварных швов. Также они изучили работу стропальщика на тренажере, знают, как функционирует технологическая линия по обследованию и ремонту сетей, станок подготовки кромок и трубогиб, трубопроводная арматура. Ребята побывали на газокомпрессорной станции и в доме линейного обходчика, узнали, каким способом можно защитить металл от коррозии и много других профессиональных секретов.
Анастасия после уроков в школе два раза в неделю приходила в детсад осваивать азы специальности "младший воспитатель". Сначала наблюдала со стороны, с января уже сама попробовала организовать дошколят.
- Было интересно узнать, смогу ли я работать с малышами 3-4 лет, - призналась девушка. - Они такие открытые, общительные, любознательные.
По отзывам старших коллег, все девчата-практикантки в трех детских садах Югорска очень ответственно подошли к делу: помогали одевать, кормить и укладывать ребятишек спать, читали книги, играли, делали зарядку.
В рамках проекта можно пройти обучение один раз, программа длится не дольше 12 месяцев. В мае 2023-го состоялся первый выпуск. Подросткам в торжественной обстановке вручили свидетельства об окончании курса и документы о присвоении разряда по итогам квалификационного экзамена. На сегодня девять человек получили предложения от работодателей, десять остались в школе, а 24 поступили в колледжи. У некоторых в планах после обучения стать самозанятым.
Организаторы эксперимента уверены: он повысит шансы "неопределившихся" школьников не остаться без профессии, а в дальнейшем выстроить карьеру, подняться на следующую ступень мастерства. На обучение одного человека в среднем расходуется 40 тысяч рублей, но для самих ребят это абсолютно бесплатно: колледжи получают субсидию в рамках региональной госпрограммы "Поддержка занятости населения". Перечень специальностей утверждают центры занятости. Так, в 2023-м к списку присоединился плиточник-облицовщик.
- Поскольку практика подтвердила свою эффективность, решено распространить ее на весь автономный округ. Число участников увеличится с 50 до 125 человек, - подчеркнул Роман Белкин, директор департамента труда и занятости населения Югры.
На Ямале студенты могут работать по специальности без отрыва от учебы. "Помимо дохода, это хорошая возможность окунуться в профессию. При получении диплома у выпускников уже будет первая запись в трудовой книжке", - комментирует Тамара Токманцева, директор Ямальского многопрофильного колледжа. С начала октября ее учащиеся, получающие образование по программе "Обработка водных биоресурсов", выпускают полуфабрикаты из рыбы. Кроме того, в УПК открыты направления "Кондитерские изделия", "Обслуживание и ремонт автомобилей" и "Ямальский сувенир". Занятия проводятся шесть дней в неделю после основных пар. Аналогичные учебно-производственные комбинаты в рамках федерального проекта "Профессионалитет" созданы в Надымском профессиональном колледже ("Дошкольное образование") и колледже Тарко-Сале ("Мастер отделочных декоративных работ" и "Электромонтер"). До конца года сеть УПК охватит все учреждения СПО Ямала. Среди новых направлений - техобслуживание и ремонт двигателей, физкультура и фитнес, сервисное обслуживание беспилотников и металлообработка.