В следующем году к России переходит председательство в СНГ. Основными задачами российская сторона видит устранение барьеров для наращивания торговли и инвестиций, продвижение лучших российских решений для формирования общего цифрового пространства и создание портала пространственных данных СНГ, отметил глава Минэкономразвития.
Максим Геннадьевич, какова динамика торговли России со странами СНГ?
Максим Решетников: За восемь месяцев товарооборот России со странами СНГ увеличился почти на 16%. Доля стран Содружества в нашем товарообороте выросла до рекордных 14,2%.
Торговля - основа нашего сотрудничества, ее показатели растут. Это хорошо стимулирует нашу экономику. Вклад торговли со странами СНГ в ВВП России сейчас около 7%. Это очень серьезный уровень. Еще более весомое влияние товарооборот внутри СНГ оказывает на экономики других стран-участниц.
С какими странами СНГ больше всего торгуем?
Максим Решетников: Значительная часть нашей торговли приходится на Беларусь и Казахстан - 74% от всего СНГ. Хорошая динамика и по другим странам. С Узбекистаном последние пять лет у нас торговля растет на 20% ежегодно. А за восемь месяцев этого года в полтора раза вырос объем торговли с Арменией и Азербайджаном.
Эти и другие вопросы торгово-экономического сотрудничества обсудим на совместном заседании глав правительств СНГ и ЕАЭС, которое впервые пройдет в таком формате. Важно, что два объединения дополняют друг друга, готовы сотрудничать и наращивать интеграцию.
Какие наиболее важные для нашей экономики товары сейчас импортируем из стран СНГ, исключая параллельный импорт? Что экспортируем?
Максим Решетников: Большая часть торговли с СНГ - это российский экспорт. Важно, что наши компании экспортируют не только традиционные сырьевые ресурсы и сельхозпродукцию - пшеницу, готовые продукты из зерна и злаков, подсолнечное масло, мясо, рыбу, но и более сложную продукцию, например, промышленные машины и оборудование.
В свою очередь, наращиваем импорт важных для российского потребителя товаров. Например, из Узбекистана везем одежду - там отшиваются многие российские и зарубежные бренды. А из Азербайджана продукты: томаты, картофель, орехи, фрукты, соки.
Активно работаем с Беларусью. Увеличили поставки в республику черных металлов, машин и продовольствия. Отдельно можно выделить экспорт труб, подшипников, алюминиевой проволоки и проводов, железнодорожных локомотивов.
Со своей стороны, увеличиваем импорт машин, химической продукции, сельхозтехники, лекарств, подсолнечного масла и молочной продукции. Причем 85% всего экспорта белорусской молочной продукции приходится именно на Россию.
Российские производители просят защитить их от конкуренции с импортом повышением пошлин. В основном это касается продукции из Китая. В отношении продукции из стран СНГ возникают подобные вопросы?
Максим Решетников: Этот вопрос актуален не только для российских производителей. Сейчас в ЕАЭС работают 25 антидемпинговых мер, которые защищают нас от недобросовестной конкуренции. Они действуют в отношении продукции чёрной металлургии, изделий из черных металлов, алюминиевой продукции, продукции химической отрасли и другой продукции из ряда стран.
Что же касается таможенного тарифа, то практически со всеми странами СНГ у нас действует режим свободной торговли. То есть товары из этих государств не облагаются импортными пошлинами. Существуют простые и понятные всем процедуры подтверждения происхождения товаров. Основная ценность в том, что это упрощает торговлю, делает ее намного более выгодной для бизнеса. А в конечном счете, и для потребителя, ведь пошлины закладываются в себестоимость товара.
Однако в случае недобросовестной конкуренции или резко возросшего импорта соглашения в рамках СНГ не запрещают нам применять меры защиты рынка. В целом надо активнее использовать другие меры защиты своего рынка, в том числе, заниматься вопросами интеллектуальной собственности, технического регулирования.
В ходе предстоящего заседания Экономического совета СНГ в декабре планируем рассмотреть Перечень мероприятий на 2024-2030 годы в сфере противодействия правонарушениям в области интеллектуальной собственности.
В каких сферах можем развивать сотрудничество с соседями?
Максим Решетников: Наше сотрудничество, кажется, охватывает все возможные сферы и направления. Прежде всего, это кооперация в промышленности. В долгосрочном плане она позволяет наращивать торговлю. Поэтому мы придаем развитию промкооперации особое значение.
Например, с Беларусью. В феврале этого года подписали двустороннее межправительственное соглашение о единой промышленной политике.
Одно из ключевых направлений - выпуск автомобилей и сельхозтехники, тракторов. Более половины комплектующих для карьерных самосвалов марки "БелАЗ" поставляются из России. Планируем наращивать. Также активно работаем с "Амкодором", выпускающим специализированную технику для разных отраслей. Буквально пару недель назад открыли очередное совместное производство в Башкортостане.
Кроме того, на реализацию инвестиционных проектов выделен кредит в 105 млрд российских рублей. Согласовано и одобрено финансирование 20 проектов в машиностроении и микроэлектронике на 71,5 млрд руб.
С Узбекистаном прорабатываем крупный проект по созданию первого российского хлопково-текстильного кластера на территории республики. До конца года планируем открыть совместный агрологистический комплекс в Джизакской области Узбекистана. Прорабатываем проект "Агроэкспресс" - это ускоренные железнодорожные перевозки продовольствия между Москвой и Ташкентом.
Успешно реализуем совместные проекты с Казахстаном по производству автомобильных шин, чугунного литья. Строим завод по выпуску минеральных удобрений, а также по производству теплоизоляционных материалов в Алматинской области.
Крупнейший проект российско-киргизского сотрудничества - освоение золоторудного месторождения "Джеруй". Наши ведущие нефтегазовые компании строят заправочные станции, поставляют машины и оборудование. В сфере зеленой энергетики создается российско-киргизский промышленный кластер по выпуску компонентов для солнечных модулей. Знаковым проектом сотрудничества станет строительство солнечной электростанции на территории Иссык-Кульской области.
Крупный инфраструктурный проект - создание транспортного коридора "Север-Юг". Азербайджан и Армения участвуют в его реализации?
Максим Решетников: Азербайджанские коллеги придают большое значение этому проекту. В августе прошлого года было подписано трехстороннее межведомственное соглашение в сфере таможенного сотрудничества между Россией, Ираном и Азербайджаном. Цель - упростить таможенное оформление грузов и ускорить их транзит.
В мае этого года президенты России и Ирана подписали соглашение о строительстве железной дороги "Решт - Астара". Она станет частью коридора "Север - Юг", который связывает Россию со странами Каспийского бассейна, Персидского залива и Индией. Армения также является участницей этого мегапроекта.
Здесь есть интерес у всех примыкающих стран. "Север-Юг" дает почти неограниченные возможности для наращивания поставок товаров, а значит, и экономического роста. В этом году грузопоток по коридору прогнозируется на уровне 18 млн тонн, прирост к 2022 г. - почти 20%.
Какова доля взаимных расчетов со странами СНГ в национальных валютах? Не возникает ли сложностей с использованием вырученных от нашего экспорта средств в нацвалютах других стран?
Максим Решетников: Сейчас доля национальных валют в торговле России и стран СНГ превышает 85%. Российский рубль вытеснил американский доллар и евро и стал главной валютой во внешнеторговых контрактах России со странами СНГ. На рубль приходится более 80% экспортно-импортных операций.
Что касается валют стран СНГ, то они используются для оплаты импорта. Часть продается на Московской бирже.
Если говорить о ситуации за периметром СНГ, то, например, в российско-китайской торговле на рубли и юани приходится почти 95% взаимных расчетов. Средний оборот торгов парой рубль-юань приблизился к 200 млрд руб. в день - рост более чем в 100 раз с начала прошлого года. Значительно вырос выпуск облигаций в юанях на Московской бирже.
Все это позволяет использовать юани в торговле не только с Китаем, но и с другими странами. А значит, обеспечивать потребность нашей экономики и граждан в разнообразных товарах.
В следующем году к России переходит председательство в СНГ. Какие стоят задачи?
Максим Решетников: Как на днях заявил президент Владимир Путин, основное внимание будет уделяться экономической интеграции. Мы открыты для новых участников Соглашения о свободной торговле услугами и инвестициях. Текущие взаимоотношения в рамках СНГ дают хорошие эффекты как для всех стран-участниц, так и для российской экономики.
Как председательствующие в СНГ, будем устранять барьеры для наращивания торговли и инвестиций, развивать финансовую, транспортную инфраструктуру и партнерство в сфере туризма, запускать совместные туристические маршруты и проекты.
Намерены продвигать лучшие российские решения для формирования общего цифрового пространства.
Также в планах - утвердить Межгосударственную программу сотрудничества государств-участников СНГ в сфере геодезии, картографии, пространственных данных, геоинформационных технологий, дистанционного зондирования земли, кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество. Один из ее ключевых пунктов - создание портала пространственных данных. Это будет единое для всех стран СНГ цифровое пространство, которое обеспечит быстрый и удобный доступ бизнесу и гражданам к открытым геопространственным данным наших государств и к созданным на их основе электронным сервисам.
Универсальный электронный путеводитель?
Максим Решетников: Объясню проще. На портале будет собрана информация для инвесторов: о свободных земельных участках, их размерах, стоимости. Туристы смогут найти информацию о маршрутах, в том числе, пролегающих по территории нескольких стран, об отелях, исторических и культурных объектах. Абитуриенты смогут выбрать вузы, узнать о программах обучения, наличии общежитий. А те, кто ищут работу - посмотреть вакансии, уровень средней зарплаты, узнать адреса миграционных служб, стоимость аренды жилья.
Ну и еще из возможных будущих решений. Поддерживаем инициативу Казахстана учредить статусы Наблюдателя при СНГ и Партнера СНГ. Это поможет расширить сотрудничество СНГ с другими государствами и международными организациями. Создаст новые стимулы для роста наших экономик и влияния нашего объединения на международной арене.