Темпы развития
- Мы выдержали испытание санкциями. Наше основное преимущество - диверсифицированная экономика, опирающаяся не только на сырьевые отрасли, но и на развитую промышленность, транспортно-логистический комплекс. В этом отношении занимаем ключевую позицию в ДФО. Благодаря поддержке президента и правительства страны были оперативно развернуты антикризисные меры. В результате совместных действий мы не только не откатились в темпах развития, но и улучшили показатели, - сказал глава региона.
По итогам 2022 года объемы промышленного производства в крае увеличилось на 3,5 процента, грузооборот транспорта - на шесть. Объем ВРП превысил триллион рублей - это 101,5 процента к уровню 2021-го.
Существенный рост отмечен в строительной отрасли. За восемь месяцев 2023 года введено около 345 тысяч квадратных метров жилья, или плюс 36 процентов к аналогичному периоду 2022-го. План до конца года - 400 тысяч "квадратов".
В крае реализуют крупные инвестпроекты: идет модернизация БАМа, строительство Тихоокеанской железной дороги и порта Эльга, ТЭЦ-4 в Хабаровске и комбината по производству медного концентрата на Малмыжском месторождении. Столь масштабных работ в регионе не производилось с советских времен.
Импульс развития получил агропромышленный комплекс. В отрасли заняты свыше восьми тысяч человек, насчитывается 70 сельхозорганизаций, более 270 предприятий, 350 КФХ и 60 тысяч подворий. Поддержка аграриев за последние два года стимулировала рост производства молока, картофеля и овощей почти на 20 процентов.
Социальный акцент
- Я неоднократно говорил, что наш край - место, где можно и нужно создавать семьи, растить детей. По инициативе президента в рамках нацпроекта "Демография" у нас действуют специальные дальневосточные меры поддержки семей с детьми. Среди них единовременное пособие в размере двух прожиточных минимумов на первенца и региональный капитал при рождении второго ребенка вдобавок к федеральному маткапиталу, - подчеркнул губернатор.
Реализуемые меры приносят свои плоды. Так, в 2022 году в регионе родилось на четверть больше третьих и последующих детей по сравнению с 2021-м.
По качеству образования край занимает первое место в ДФО и пятое по России.
Край принимает активное участие в федеральном проекте "Профессионалитет". Созданные в прошлом году кластеры "Машиностроение" и "Железнодорожный транспорт" вошли в десятку лучших по стране.
- За знаниями к нам едут из разных регионов и даже из других стран. Так, у нас обучаются свыше 43 тысяч студентов из 50 субъектов России и 21 государства, - добавил Михаил Дегтярев.
Новый облик городов
В начале сентября Михаил Дегтярев представил президенту России Владимиру Путину мастер-планы развития Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Для краевой столицы сформирован 700-страничный документ, основанный на 7000 предложений от горожан. Срок реализации - до 2030 года, предварительный объем финансирования - более 850 миллиардов рублей. Это и бюджетные, и частные вложения.
Особое внимание в этой работе уделяется историческому центру города. Кроме того, будут реализованы масштабные проекты, среди которых строительство нового здания Дальневосточного художественного музея, объединенной набережной, благоустройство бульваров, улицы Муравьева-Амурского.
- Отдельно отмечу межвузовский кампус. Его проект президент поддержал лично. Заключено концессионное соглашение. Проект уже загружается в Главгосэкспертизу. Весной приступим к строительству на участке более 40 гектаров. К 2030 году в кампусе будут учиться 30 тысяч студентов, - сообщил Дегтярев.
Стоимость реализации мастер-плана Комсомольска-на-Амуре - более 139 миллиардов рублей. В Городе юности появятся новые точки притяжения: досуговый центр на набережной, парк экстремальных видов спорта и зооцентр "Сихотэ-Алинь". Преобразятся транспортные магистрали, автопарк, общественные пространства.
Планируется, что к 2030 году валовый городской продукт увеличится на 41 процент.
- Комсомольск-на-Амуре сегодня больше чем просто город на востоке страны, - продолжил глава региона. - Без преувеличения событием национального масштаба стал первый полет импортозамещенного SJ-100 29 августа. 2 сентября выполнен второй полет. Идет активная фаза программы испытаний и сертификации самолета. Продолжается работа над запуском производства малого самолета "Байкал". Всего дальневосточные регионы получат 105 "Байкалов".
Амурский судостроительный завод обеспечен загрузкой до 2028 года. По контрактам с Минобороны России предприятие ведет строительство серии корветов и малых ракетных кораблей. В июне заложили многоцелевой корабль ближней береговой зоны "Ретивый", а в сентябре подняли флаг на корвете "Резкий". Это четвертое судно из серии корветов проекта 20380, строящихся на АСЗ для Тихоокеанского флота. Заказчику также передан первый автомобильно-железнодорожный паром для морской линии Ванино - Холмск. Идет достройка второго.
Своих не бросаем
- Чтобы обеспечить будущее жителей края, нам, как и 80 лет назад, нужна победа, - сказал Михаил Дегтярев. - С самого начала специальной военной операции весь край встал вместе с нашими защитниками. Предприятия включились в эту работу: они ремонтируют двигатели для БМП, выпускают средства маскировки, сетки и тенты для укрытия, а также армейские палатки. В сжатые сроки организовано производство багги "Ерофей" для силовых ведомств.
Сегодня в регионе действуют 27 мер поддержки участников СВО. Благодаря волонтерам и работе регионального штаба #МыВместе в 2023 году собрано более 110 тонн гуманитарной помощи для находящихся в зоне СВО, 352 семьи военнослужащих получили адресную помощь.
В мае начал работу филиал государственного фонда "Защитники Отечества". Вернувшимся из зоны спецоперации оказывают содействие в трудоустройстве, обучении, получении лекарств и многом другом.
- Мы уже восстанавливаем мирную жизнь на пострадавших территориях. Край помогает городу воинской славы Дебальцево. Там ремонтируются школы, детские сады, дороги, буквально восстают из руин разрушенные агрессорами объекты социальной инфраструктуры. Дети, которые восемь лет жили в постоянной тревоге и были лишены простых радостей, сегодня могут отдохнуть и поправить здоровье в лучших лагерях страны. И эту работу мы будем продолжать, потому что мы своих не бросаем, - заключил Михаил Дегтярев.