Для обеспечения сбалансированности отрасли совместно с регионами проводится системная работа по повышению платежной дисциплины потребителей в сфере ЖКХ, рассказал на днях на совещании у президента РФ Владимира Путина министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин. "Надо отметить, уже есть результаты. Мы двигаемся в среднем по стране к 100 процентам. Есть регионы, которые и прошлые долги уже успешно собирают. Есть, конечно, те, кому нужно подтянуться. Мы работу здесь постоянно в штабном режиме ведем", - сказал он.
Между тем, хотя собираемость текущих платежей близится к 100 процентам, общая сумма накопленной задолженности год из года растет. К июлю 2022 года общая сумма долга составляла 767 млрд руб.
Любопытно, что по сравнению с началом 2023 года сумма долга уменьшилась - тогда население было должно 849 млрд руб. Однако это, скорее всего, связано с тем, что зимой платежи выше из-за отопления, и сравнивать декабрь с июлем не совсем корректно.
Между тем, рост с июля по июль на 66 млрд руб. тоже нельзя назвать высоким, отмечают эксперты. Тем более с учетом роста тарифов, которые за этот период выросли более чем на 13%.
Рост суммы долга за последний год превышает рост в предыдущие годы, говорит директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер.
С 2020 по 2021 год сумма выросла на 7%, что, скорее всего, было связано с пандемией, с 2021 по 2022 год - на 3,9%. Вероятно, нынешний рост долгов объясняется тем, что все подорожало, а доходы населения не настолько увеличиваются. При этом годовой прирост в 66,5 млрд руб. - это лишь 4-4,5% от общей суммы платежей населения за ЖКУ за год (около 1,5 трлн руб). И это свидетельствует о нормальном уровне собираемости платежей - 95-96%.
Чтобы увеличить собираемость, нужна ревизия, как работает система выплаты жилищных субсидий населению в разных регионах. Жилищную субсидию может получить семья, у которой на квартплату уходит более 22% дохода (это федеральный порог, в отдельных регионах он ниже). Но иногда людям сложно ее оформить, к примеру, нужно добираться для этого в другой населенный пункт, в итоге проезд съедает больше, чем экономия на платежах. Людям могут необоснованно отказывать в субсидиях из-за неграмотности чиновников. Нужно совершенствовать механизм оформления субсидий, считает Генцлер.
Кроме того, из-за изменений в законодательстве (к примеру, закрытия персональных данных в Едином госреестре недвижимости) долги все сложнее взыскивать, а эффективной системы воздействия на неплательщиков нет, очень маловероятно, что у него за долги по коммуналке отберут квартиру.
Собираемость платежей населения за ЖКУ в России в целом абсолютно цивилизованная и в среднем по стране составляет в последние годы 94-96% от выставленных счетов, в Москве - за 98%, говорит профессор Высшей школы экономики Сергей Сиваев. Вниз по собираемости тянут Дальний Восток и Северный Кавказ. "Собираемости платежей в 100% нет нигде в мире, - говорит он. - Просто потому, что выбить деньги из последнего неплательщика много дороже, чем простить его. Дисциплинированные немцы закладываются на 98% собираемости платежей", - говорит он. Приведенная цифра - приблизительно 5% несобираемых платежей - по сути безнадежные долги, которые надо списывать. При этом, если минстрой информирует, что собираемость достигает 100%, это означает, что должники расплачиваются по долгам. Главные должники за коммунальные услуги - совсем не население, а бюджетный сектор, и в первую очередь федерального уровня, подчеркивает Сиваев.
Полностью взыскать все 833 млрд руб. нереально, считает и Ирина Генцлер. Взыскать долги можно только за последние три года, потом их просто списывают, говорит она.
Между тем это могло бы стать хорошим подспорьем для ЖКУ. Как рассказывал недавно в интервью "РГ" первый замминистра строительства и ЖКХ Александр Ломакин, на модернизацию коммунальной инфраструктуры - ремонт, перекладку или прокладку новых инженерных сетей - требуется сумма около 4,7 трлн руб.
Сильнее всего в последнее время растет задолженность по графе "вывоз мусора". И этому как раз есть причины, считает руководитель лаборатории по исследованию экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС Содном Будатаров. "Задолженность за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов - маркер мусорной реформы, показывающий ее изъяны. Граждане и предприниматели на своем кармане ощутили, что значит несправедливый тариф, кратно выросший без объективных на то причин.
Без устранения причин, породивших несправедливую систему платы за вывоз ТКО, ситуация будет только усугубляться и создавать основу для социального напряжения. Региональные органы власти обязаны взять под контроль санитарную очистку территорий (ГУП, МУП, а не частные регоператоры), перейти на оплату по факту и поддерживать заготовителей и утилизаторов вторичных ресурсов. Когда люди увидят, что они платят не за новые свалки и полигоны, а участвуют в создании экономики замкнутого цикла, то отношение людей изменится и платежи вырастут", - считает Будатаров.