30.10.2023 19:06
Общество

Елена Яковлева - о том, какие последствия могут иметь "благие" советы "сделать аборт"

Текст:  Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №246 (9191)
Россия должна стать детолюбивой страной. Не просто создать имидж таковой, а именно стать. Ограничение врачей в праве легко советовать пациентке сделать аборт - одно из начальных условий для этого. Это довольно старая и укоренившаяся в советское время медицинская практика. Как признавалась мне подруга, врач-гинеколог, медицинская система была так устроена, что врачи часто советовали аборт. Их наказывали за детскую смертность, и они, перестраховываясь, советовали матери избавиться от рискованного, по их мнению, плода. По требованию начальства старались не портить статистику.
/ Из личного архива
Читать на сайте RG.RU

О глобальной моральной стороне вопроса не задумывались. Если переживать чужие аборты как убийство будущего человека, через месяц эмоционально выгоришь, причем дотла. Интенсивная медицинская практика, как и всякая интенсивная, научает абстрагироваться.

Примеров того, что советы врачей, вроде и не имеющих злодейских умыслов, могут играть роковую роль в жизни матери и будущего ребенка, тьма. Чего стоят легко подаваемые ими советы оставить в детдоме тяжело больного ребенка. У Нюты Федермессер была целая программа по разработке специального протокола и обучению врачей нужным словам. Чтобы не прозвучали неаккуратные, безразличные и до полусмерти пугающие матерей слова. А наоборот, выбирались слова осторожные, тактичные, поддерживающие, а матерям выдавались памятки и телефоны медицинских, социальных и волонтерских служб, готовых помочь им. Результаты не заставили себя ждать: число отказников от детей там, где внедрили протокол, уменьшилось в разы.

А в Москве однажды государственный центр, где содержатся дети-отказники, разыскал их родителей и устроил им свидания с подросшими детьми. Часть из отказников забрали своих детей назад в семью. Значит, могли и не отказываться от них при рождении. Но кто-то что-то сказал пугающее, и они совершили неверный выбор.

Главная страшилка сторонников свободы абортов - уверенность, что всякое ограничение резко увеличит число нелегальных абортов и покалеченных ими женщин. Но нелегальные, подпольные аборты, где бабка варварски орудует на дому спицей, явление начала - середины XX века, сейчас оно существует лишь в разгоряченном воображении сторонников ничем не ограниченных легальных абортов. Нелегальный аборт сегодня это аборт в частной клинике и в тех же медицинских условиях, что и в государственной. Но за деньги. При давлении антиабортных мер, может быть, за бОльшие деньги, что тоже ставит барьер.

В Госдуме рассказали о плюсах заключения браков в МФЦ

Не все, кто идет на аборт, имеет к этому строгие социальные показания - отсутствие жилья, безденежье, не собирающийся платить алименты муж. Закономерности обратные: демографы много раз обращали внимание на то, что в деревнях, где детсадиков с бассейнами меньше, рождаемость выше.

Стратегическая задача в материальной поддержке семьи - сломать тенденцию многодетности как пути к бедности. Пока во многих случаях это так. Но меры по поддержке многодетных семей разрабатываются и продвигаются. Главное же, что поддерживает многодетность в семье, это традиция. Там, где семейные традиции не разрушены или заново воссозданы - пять-шесть и более детей.

И конечно, очень важен общечеловеческий и культурный фон. Приятие, радость, поддержка, доброжелательное отношение, любовь к детям. Отсутствие "благих" советов "сделать аборт" - одно из первых условий в этом списке.

Здоровье Семья и дети