30.10.2023 17:41
Культура

Юлия Давыдова: Посмотрев фильм, становишься немного другим человеком

Еще совсем недавно ответ на вопрос "Чем занимаются киностудии?" был однозначным - конечно же, снимают кино! Сегодня все стало гораздо сложнее - и интереснее. Помимо работы над фильмами киностудии активно осваивают новые для себя территории. К примеру, Киностудия им. М. Горького налаживает обратную связь с потенциальными зрителями: проводит мастер-классы, открытые уроки и различные курсы, дающие возможность всем желающим окунуться в гущу кинопроцесса. А совсем недавно Киностудия им. М. Горького запустила новый проект - международные киноэкспедиции для подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Подробнее об этой инициативе, а также о других проектах студии IPQuorum пообщался с директором по развитию новых направлений Юлией Давыдовой.
/ Предоставлено Киностудией им. М.Горького
Читать на сайте RG.RU

Юлия, направление, которое вы возглавляете, появилось на Киностудии им. М. Горького сравнительно недавно. Чем вы занимаетесь?

Юлия Давыдова: У нас на студии несколько направлений. Самый большой блок - это производство кино. К нему я отношения не имею. Это огромный творческий центр, живущий своей жизнью, хотя мы, безусловно, общаемся. У меня направление другое: мы работаем непосредственно с людьми. Звучит немного пафосно, но мы - связующее звено между огромным историческим бэкграундом, накопленным студией, и новыми поколениями кинематографистов. Главная наша цель - создать новое сообщество специалистов в области кино- и медиапроизводства и цифрового контента.

Звучит серьезно…

Юлия Давыдова: Да, задача непростая, но у нас такая замечательная команда, что, я уверена, для нее нет ничего невозможного. Все, начиная с нашего лидера, харизматичной Юлианы Слащевой, и включая младших сотрудников, - фанаты своего дела. Они горят тем, что делают. И это огромная редкость, особенно для творческого коллектива, где очень много проектов, где часто работаешь по ночам и т. д. Поэтому главный мой источник вдохновения - моя команда и мои коллеги.

Кинотренд на русское ретро: Что общего у "Самоцветов", Шуберта и "Дяди из Чикаго"

Как бы то ни было, Киностудия им. М. Горького сейчас снимает довольно много проектов. Почему вдруг она занялась непрофильными активностями?

Юлия Давыдова: Потому что мы - больше, чем просто фабрика по производству фильмов. Нам важно общаться с детьми, подростками и молодежью, важно помогать им развиваться, искать себя. Для этого мы проводим дни открытых дверей, курсы, организуем киноэкспедиции, открытые уроки - и видим живой, благодарный отклик. Такой результат помогает двигаться дальше с утроенной силой.

К примеру, как проходил у нас в этом году день открытых дверей? Как вы знаете, киностудия сейчас активно обновляется, на ней идет много строительных работ: здания восстанавливаются, достраиваются, ремонтируются…

Да, в 90-е киностудия «переживала» упадок…

Юлия Давыдова: Именно. Но к сегодняшнему дню мы многое успели сделать: отремонтировано историческое здание, которое еще совсем недавно было в жутком состоянии, построен большой павильон со студиями для цифрового контента, где идут съемки… В других павильонах ремонт пока идет, но людей это не отпугнуло. Наоборот: хотя мы объявили о дне открытых дверей всего за неделю, к нам пришло почти две тысячи человек! Такого мы не ожидали. Все хотели заглянуть внутрь: посмотреть, пощупать, понять, какая она сегодня - Киностудия Горького! Причем около тысячи человек стали участниками мастер-классов.

Мастер-классы, наверное, рассчитаны на взрослую аудиторию?

Юлия Давыдова: Мы проводим их для подростков 12-17 лет. Это самый активный, креативный возраст: когда перед нами уже не малыш, но пока еще не студент. И, как показала практика, интерес у этой аудитории к нашим мастерским огромный.

С какой целью ребята приходят в студию и какие задачи преследуете вы?

Юлия Давыдова: Тут нельзя сказать однозначно. С одной стороны, мы действительно хотели бы воспитать смену мастерам, работающим в кино. Ведь кинопроизводство сегодня переживает огромный подъем, и свежая кровь очень востребована.

Форма и содержание: как превратить книгу в арт-объект

С другой, кино всегда было фабрикой чуда - и это, безусловно, привлекает молодых ребят. Некоторые из них приходят просто из любопытства: ради развлечения или за компанию. Они не относятся к кинопроизводству как к чему-то серьезному. Но мы даем им возможность попробовать свои силы в разных профессиях: они могут побыть на съемочной площадке актерами, режиссерами и даже продюсерами. И знаете, это помогает им определиться с выбором. Кто-то просто весело проводит время, а кто-то понимает, что хотел бы связать свою жизнь с кино. А когда участник наших курсов, киноэкспедиций или интенсивов всерьез решает поступать в творческий вуз, он уже знает, что ему ближе: актерство или сценарное мастерство, например.

То есть вы помогаете молодым людям сделать осознанный выбор…

Юлия Давыдова: Да-да, именно так. Я знаю огромное количество случаев, когда вчерашние школьники просто плывут по течению. Мы же помогаем ребятам понять самих себя, а иногда и определиться с выбором будущей профессии. Или "дарим" им новое хобби. К примеру, не так давно проводили мы киноэкспедицию на Камчатке. В группе было 15 человек. Так вот: семь из них через пару дней после возвращения улетели в следующую киноэкспедицию, в Осетию. Они буквально упросили родителей купить им путевки. И сейчас ребята не сидят на месте, а постоянно что-то снимают, куда-то бегают, взахлеб рассказывают о своих идеях и т. д. Хотя раньше родители жаловались, что их дети ничем не интересуются. Это не может не вдохновлять…

В общем, нам бы хотелось, чтобы вокруг Киностудии Горького сформировалось сообщество людей, неравнодушных к искусству и к творчеству. Его частью смогут стать не только школьники, но и их родители, а также студенты творческих вузов. Мы уже сейчас сотрудничаем с Институтом кино при ВШЭ, участвуем в запуске студенческих проектов и многое другое.

Это касается не только кино. К примеру, у нас есть направление по созданию комиксов. Ведь жутко интересно: ты придумываешь персонажа, выстраиваешь его характер, даришь ему какие-то эмоции, прописываешь историю… Детям и подросткам это близко.

Юлия, давайте теперь поговорим о международных киноэкспедициях, которые вы курируете.

Алексей Рязанцев: Нашей киноиндустрии нужно 12 "Чебурашек" в год

Юлия Давыдова: Это наш новый проект. Мы его делаем при поддержке правительства Москвы. В отличие от киноэкспедиций по России, здесь мы отбираем на конкурсной основе. И в первую очередь смотрим на творческий потенциал участника. Да, возможно, кто-то из претендентов пока еще ничего не умеет. Но если человек искренне старается, готовится и у него есть творческая жилка - это всегда видно.

Но мне кажется, что режиссура - это удел людей взрослых. Вы же приглашаете к участию подростков начиная с 12-летнего возраста. Можно ли стать режиссером в 12 лет?

Юлия Давыдова: У нас нет цели превратить 12-летнего участника в готового режиссера. Но именно в этом возрасте у ребенка вырабатываются очень важные навыки и черты характера: к примеру, ответственность, умение работать в команде, желание слушать и слышать других людей. Мы помогаем им в этом. Когда дети пробуют себя в разных ипостасях, изучают творческие профессии (особенно под руководством опытных наставников), они развиваются гораздо быстрее. Для нас это бесценно. А если лет через 10-15 кто-то из наших участников действительно станет кинорежиссером и вернется к нам на киностудию снимать собственные проекты - будет здорово!

Тогда давайте вернемся к киноэкспедициям. Как конкретно они проходят?

Юлия Давыдова: Вне зависимости от того, едем ли мы по России или за рубеж, в киноэкспедиции участвует две группы по 15 человек. Одну мы формируем в Москве, вторую готовит принимающая страна. Перед тем как ребята куда-либо полетят, начинается подготовительный этап, что-то вроде препродакшена. Чаще всего он проходит онлайн, хотя очные мастер-классы в нашем "Кинокампусе" тоже проводятся. Этот период очень важен: на съемочную площадку дети должны выйти готовыми, им нужно понимать, что делать. Тогда же ребят знакомят с азами драматургии: им объясняют, из каких частей состоит сценарий, как строится развитие сюжета и т. д.

Потом группа вылетает на место в сопровождении профессионалов-кураторов, среди которых обязательно есть режиссер, продюсер и сценарист. Прилетев, ребята соединяются с ровесниками из второй группы и дальше работают над проектом вместе. Конечно, у них есть экскурсии по основным достопримечательностям региона, но большую часть времени они посвящают все-таки кинопроизводству. Они вместе пишут сценарий, отсматривают локации, учатся работать с техникой. Они распределяются по цехам и "выбирают" профессию: становится понятно, кто может быть режиссером, кто продюсером, кто художником по гриму… Если кто-то хочет попробовать себя в актерстве, то в обязательном порядке проходит пробы. А в конце киноэкспедиции группа снимает короткометражный фильм.

Какие темы предлагают ребята для своих первых фильмов? Что волнует режиссеров-сценаристов-продюсеров в подростковом возрасте?

Юлия Давыдова: Как правило, это отношения со сверстниками. В том числе и связанные с первой любовью. Также очень часто в этих историях чувствуется региональная специфика: место, в котором ребята находятся, так или иначе влияет на их кино.

Александр Галибин снял фильм "Сыроежки" по повести Ксении Драгунской

Юлия, а как вы выбираете регионы для киноэкспедиций? По каким параметрам?

Юлия Давыдова: Мы отбираем места, интересные и с культурной точки зрения, и с визуальной, то есть максимально кинематографичные. Что же касается международных киноэкспедиций, то по плану у нас шесть стран: это Сербия, Армения, Турция, Казахстан, Узбекистан, Беларусь. Первая киноэкспедиция - в Сербию: ребята отправятся туда в дни осенних каникул.

А в конце августа 2024 года у нас будет общая киносмена. Всем участникам мы покажем киностудию и снимем фильм. А все короткометражки, снятые во время международных киноэкспедиций, будут показаны во время студийного кинофестиваля. Компетентное жюри выберет лучший проект и назовет лауреатов.

И напоследок "коварный" вопрос: есть ли у Киностудии им. М. Горького планы открыть свою собственную киношколу? Или даже вуз?

Юлия Давыдова: У нас уже сейчас есть курсы разной продолжительности, в том числе те, что длятся год. Они в основном рассчитаны на подростков, но взрослые тоже могут найти для себя что-то интересное, но на онлайн-курсах. Много у нас и других необычных проектов. К примеру, студенты кинематографических вузов вместе с профессионалами снимают ремейки сцен из легендарных фильмов киностудии. И, знаете, иногда результаты просто невероятные - очень необычное переосмысление классики получается.

То есть можно надеяться, что лет через десять у ВГИКа появится конкурент в виде вуза при Киностудии им. М. Горького?

Юлия Давыдова: Мы не претендуем на высшее образование. Мы занимаемся производством кино и просвещением, давая возможность нашим участникам почувствовать себя частью кинопроцесса. Мы не стремимся к тому, чтобы участники всех наших проектов и мастер-классов становились кинематографистами, но мы уверены, что опыт, который они приобретут, безусловно, поможет им в дальнейшем. Такие вещи не проходят бесследно. Ведь даже просто посмотрев фильм, ты становишься немного другим человеком. Наверное, в этом и есть сила искусства.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

Наше кино