И это не причина того, что здесь огромное количество аварийных водителей. Например, если посмотреть на коэффициент, который снижает стоимость страховки за безаварийную езду, так называемый бонус-малус, то этот регион впереди России всей. По самому низкому коэффициенту. В нем аж 37,9 процента водителей получают максимальную скидку по ОСАГО и платят только 45 процентов от стоимости полного полиса. В целом по России таких водителей - 29,4 процента.
Но при этом частота страховых случаев в регионе очень высокая - 6,1 процента. Хотя в целом по России - 4,7 процента.
Кроме того, страховщикам в среднем на 100 процентов договоров приходится 110 процентов убытков. И основную долю в этих убытках занимают судебные истории. На дополнительные выплаты по решениям судов приходится в этой области 395 процентов расходов. То есть авария на сто рублей, а заплатить приходится после решения суда почти четыреста.
Очевидно, что дело тут не чисто. Но, как пояснил вице-президент компании "РЕСО-Гарантия" Евгений Козлов, который возглавляет в регионе рабочую группу по борьбе со страховым мошенничеством, уже боле пяти лет воз и ныне там. Страховщики направляют тщательно подобранные и составленные документы по более чем пятистам случаев страхового мошенничества только на автотранспорте, а в ответ получают возбуждение дел лишь по пяти процентам из этих историй. Во всех остальных случаях в возбуждении дел отказывается.
Таким образом мошенники остаются безнаказанными. А действуют они целыми группами. Одни совершают ДТП, другие проводят экспертизу. Кстати, если раньше экспертиза оценивалась в 15 тысяч рублей в среднем, то сейчас за нее требуют 70 тысяч. А чему там расти и в честь чего - непонятно. Но есть и третья составляющая группы. Автоюристы, которые выступают в судах. Причем всех мошенников страховщики знают буквально в лицо. Но никто ничего не может с ними сделать. Почему? Потому что дел в их отношении не возбуждают. Потому что статья о страховом мошенничестве требует серьезной работы и доказательств. А в полиции не все разбираются в этих тонкостях.
Как рассказал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов, совместно с МВД было выпущено руководство по производству дел о страховом мошенничестве. Но в некоторых регионах эту методичку приняли в работу, а в некоторых - нет.
Наиболее популярным способом страхового мошенничества стала история, когда водителя подставляют под аварию на круговом движении. Напомним, что при выезде на круг водитель должен уступить дорогу тому, кто движется по кругу. Но на самом кругу, если он имеет несколько полос, действуют обычные правила. Этим и пользуются мошенники. Однако по словам Евгения Козлова, в последнее время никто никого не подставляет. Мошенники используют свои машины, инсценируют происшествие по давно отлаженным схемам. А платят за это добросовестные автовладельцы.