Причины разные - здесь и превышение скорости, и управление в нетрезвом виде. В общий список стоит добавить еще два фактора: изношенность самих машин, которые по причине дороговизны не поменяли и не отремонтировали, а также шинный вопрос. Дело в том, что стоимость покрышек год от года растет, и многие водители именно в 2023 году решили свои шины "доездить". Тезис "еще походит" сыграл злую шутку: лысая покрышка начинает скользить при первом же дожде. Она совсем не держит дорогу при снижении температуры и рвется от самых незначительных дорожных изъянов. Увы, но большинство на собственном опыте узнают: резина всегда дешевле железа.
Еще в конце лета вице-премьер Марат Хуснуллин, который курирует вопросы в сфере безопасности дорожного движения, обратил внимание на проблему и поручил МВД России во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и главами регионов в двухмесячный срок сформировать "дорожную карту" мероприятий по снижению смертности в ДТП. В частности, поручено переместить камеры фотовидеофиксации на аварийно опасные участки дорог, а также на участки с большим количеством ДТП без пострадавших.
Здесь следует сделать важное примечание. Дело в том, что в сентябре 2024 года вступят в силу поправки в Закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности...", которые ограничивают возможность превентивного реагирования на аварийность. Другими словами - не предусматривают установку камер в местах, где нет ДТП с пострадавшими. А поручение Хуснуллина как раз это и разрешает. Как быть и что делать? Логично было бы предложенный вице-премьером подход закрепить на законодательном уровне и дать возможность транспортным властям и ГИБДД регионов действовать на опережение - не ждать, пока на участке дороги накопится определенное количество раненых и погибших, прежде чем можно будет применить технические средства контроля соблюдения правил.
Что еще можно сделать на законодательном уровне? Вернуть метод контроля средней скорости. Тут процесс уже запущен: высока вероятность, что с 1 марта 2024 года в правила добавят понятие о средней скорости и необходимости ее соблюдения. Соответствующий проект постановления правительства прошел этап публичных обсуждений. Цель проста и ясна - уменьшить риски возникновения аварий, связанных с превышением скорости движения. Кстати, одно из главных преимуществ этого метода - подавление так называемых "мигрирующих" мест концентрации ДТП. Это когда после установки камеры в одном месте очаг аварийности смещается на несколько сотен метров от нее. Контроль же средней скорости обеспечивает соблюдение правил водителями на протяженных участках дорог.
Переходим к "что делать?". Тут можно и нужно использовать "рабочие кейсы", а не "изобретать велосипед". Тем более что этот самый "кейс" имеется: на общем фоне выделяется Московская область, дорогами которой пользуются миллионы водителей.
Несмотря на насыщенный трафик, за девять месяцев 2023 года число аварий и раненых в них людей в Подмосковье снизилось на 3% и 4% соответственно. Методика проста - надо делать все и во всех направлениях. Используя полный спектр допускаемых законом способов воздействия на всех без исключения участников дорожного движения.
Важную роль занимает дорожное строительство: чтобы аварий было меньше, нужно сделать дорогу лучше. Но есть и другие механизмы. Регулярные кампании по пропаганде БДД, включая и размещение мотивационных плакатов на щитах вдоль дорог, и работу с населением, и постоянные рейды, в рамках которых выявляются пьяные водители и нарушители с ворохами штрафов.
Водитель в Московской области знает, что любое нарушение будет обязательно зафиксировано камерами. Уверенность в неизбежности наказания - лучший способ предотвратить нарушение. Это вековечное правило касается всех сфер, но на дороге оно подтверждается изо дня в день. "Стоит на участке появиться камере и сопутствующему ей знаку, как количество нарушений ПДД начинает снижаться с каждым днем. Водители очень быстро узнают о новом комплексе и в массе своей просто перестают на конкретном месте нарушать: за первые две-три недели после установки комплексов фотовидеофиксации на участках дорог наблюдается существенное снижение нарушений Правил дорожного движения. Далее в течение трех-четырех месяцев идет плавный спад. В итоге мы получаем шестикратное снижение количества нарушений ПДД за полгода", - подтверждает директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики оператора системы фотовидеофиксации "МВС Груп" Александр Домбровский.
Дорожники-то свое дело сделают, камеры и светофоры поставят, но безопасность дорожного движения зависит от каждого участника дорожного движения. Привилегированных нет - все обязаны соблюдать правила буква в букву. И тогда на дорогах станет безопасней.