04.11.2023 12:03
Культура

Ирина Батькова: "Я просто влюбилась в ковернинскую хохлому"

Что может объединить мифическую птицу сирин с не менее сказочной жар-птицей? Как ни парадоксально, но хохлома, причем не привычная нашему глазу семеновская, а ковернинская.
/ Фото Ксении Поздняковой
Читать на сайте RG.RU

Так считает дизайнер, художник, соорганизатор выставки "Трын-трава" Ирина Батькова. Посетители экспозиции в усадьбе Муравьевых-Апостолов явно с ней согласны, так как шкатулки ее бренда "Птица Сирин" (Sirinbird) под названием "Гнездо Жар-Птицы" разлетелись практически мгновенно. О том, как шла работа и что стоит знать дизайнеру, который собирается сотрудничать с традиционным промыслом, Ирина Батькова рассказала IPQuorum.

Юлия Давыдова: Посмотрев фильм, становишься немного другим человеком

- Насколько сложно дизайнеру зайти на территорию традиционного промысла?

- Бывает по-разному. Конечно, в основном традиционные промыслы дизайнеров не слишком жалуют. Но в прошлом году у меня был опыт сотрудничества с "Гжельским фарфоровым заводом", а в этом году мы делаем проект с Нижегородской хохломой. Мало кто знает, но есть два центра развития хохломы: есть более раскрученная семеновская, известная своей росписью "кудрина", а есть ковернинская, развивавшаяся в селе Ковернино, где прежде традиционно проживали староверы. Это два мира и две разные концепции развития промысла. У каждого свои направления, свои художники, свои орнаменты. И это то, что обязан знать дизайнер, когда начинает работать с тем или иным промыслом. Когда я приступала к сотрудничеству с хохломой, то буквально днями и ночами сидела в Государственном каталоге Музейного фонда России. Я подняла всю историю хохломских росписей обоих центров. К семеновским мастерам я попала благодаря программе Нижегородского правительства. Сейчас проект находится еще на стадии производства.

- А как вы попали к "староверам"?

- Это мой личный проект. Я к ним пришла как частный заказчик со своим брендом "Птица Сирин". Перед этим я также тщательно изучила их историю, чем они отличатся. В 1910 году Академией художеств уже предпринималась попытка объединить промыслы и современность, можно сказать, дизайн, но тогда из этого ничего путного не вышло. Затем была еще одна попытка в послевоенный период. Так что это такая перманентная история. И каждый раз художники-дизайнеры сталкиваются с тем, что представители промысла довольно ревностно к ним относятся. Они считают себя хранителями, и их не слишком интересуют вопросы современности. Мастера-промысловики всегда с настороженностью относятся к "чужакам". А потому требуется предельная аккуратность и внимательность к деталям. Конечно, когда ты подготовлен, когда бережно относишься к их наследию и к тому, как его переработать, то найти общий язык становится значительно проще. Я считаю, что ковернинский проект получился, и шкатулки не просто так были раскуплены в считаные дни. Сегодня всем хочется показать партнерам свою страну нестандартно. А потому нужно, чтобы традиционное было необычным, актуальным и современным.

- Неужели промысловикам не хочется идти в ногу со временем?

- Хочется, но им сложно отказаться от привычной модели. Налаживание взаимодействия - это процесс, нужно, чтобы и дизайнеры, и мастера, и потребители выработали для себя модель сосуществования и начали получать удовольствие. Понимаете, под эксперименты нужны выделять отдельный бюджет, чтобы мастера не рисковали гарантированным заработком, понимали, что им это выгодно. На одном энтузиазме далеко не уедешь, хотя и без него тоже ничего невозможно сдвинуть.

- Что вас привлекает в работе с промыслами, учитывая, что процесс достаточно энергозатратный?

- Когда попадешь в мир русского стиля, то в него просто невозможно не влюбиться. Та же история с промыслами. Когда приезжаешь на места бытования, встречаешься с людьми, чувствуешь энергетику, которая заложена в ручном труде, видишь, какие сокровища хранятся у них в музеях, то просто невозможно оторваться. И так могли, и так, и это тоже промысел. И все это так красиво, что хоть сейчас бери и внедряй в современный ассортимент. И понятно, почему люди так ревностно относятся к каждой травинке. Этим промыслам не одна сотня лет, и они всегда передавались, как там говорят, путем наставничества. Это покорят, и тебе хочется быть причастным к этому чудесному миру, привнести в него свои знания, навыки. Я просто влюбилась в ковернинскую хохлому. Не знаю, как это происходит. Но можно ли объяснить, как возникает любовь.

Москва компенсирует малому и среднему бизнесу до 50% затрат на оборудование

- На выставке также представлено ваше панно "Мой шелковый Конь-Огонь", которое выполнено в авторской технике шелковой мозаики. Как возникла идея?

- С 2013 года я в своем бренде "Птица Сирин" рассказываю "шелковые истории" - делаю платки, палантины, шарфы, плюс выпускаем ткань, которая идет на создание шелковых украшений: кокошников, ожерелий, колье и других аксессуаров. После выкроек остается множество кусочков шелка. Внезапно пришла идея разрезать их на еще более мелкие "мазки" и создавать вот такие шелковые картины. На этом панно изображено "купание красного коня" в космической бездне в характерной для русских народных росписей манере.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

Арт