Почти одновременно с этим, в ЕС, подтвердили планы по отказу от российского газа, и уточнили, что его импорт в 2023 году не превысит 40-45 млрд кубометров. Причем говорить о какой-то работе ЕС по снижению зависимости именно от российского газа не приходится. Сегодняшние мощности прокачки нашего газа в Европу, не считая Турцию, составляют чуть более 30 млрд кубометров в год. За десять месяцев этого года в ЕС было отправлено 21 млрд кубометров российского газа. В оставшиеся два месяца, видимо, к этому объему добавиться еще 2-4 млрд кубометров. Оставшиеся 17- 22 млрд кубометров придется на российский сжиженный природный газ (СПГ), импорт которого в ЕС в этом году, как минимум, остался на уровне 2022 года (19,7 млрд кубометров).
То есть фактически в этом году ЕС заберет максимум российского газа, который возможно было импортировать при существующей инфраструктуре. При этом Европа действительно снижает потребление голубого топлива. Но делает это, несмотря на декларации, вынуждено, пользуясь в том числе, снижением промышленного спроса на газ из-за экономического спада.
Российский газ в Европе никто не запрещал, но "Северный поток" взорван (55 млрд кубометров газа в год), "Ямал-Европа" (33 млрд кубометров) недоступен из-за санкций и позиции Польши, а транзит через Украину невозможен в прежних объемах (40-60 млрд кубометров в год). Причем в отношении последнего есть угроза, что поставки совсем прекратятся после 2024 года, когда закончится срок действия транзитного договора между Россией и Украиной, а в Киеве уже неоднократно заявляли, что продлевать его не намерены.
При этом поставки газа в Европу, о чем сказал Николай Шульгинов, мы все же увеличить можем, хотя и не в прежних объемах. Во-первых, осталась одна неразрушенная линия "Северного потока 2", а это около 22,5 млрд кубометров в год. Во-вторых, как уже было сказано, "Ямал-Европа" остановлен, но цел. Суммарно это 55 млрд кубометров, что могло бы компенсировать остановку "Северного потока". Причем адресатом будет больше всех импортеров пострадавшая от подрыва газопровода Германия.
Но беда в том, что "Северный поток-2" так и не был сертифицирован, по европейски правилам он не может быть запущен. В критической ситуации, например, Германия могла бы их не выполнять или подойти к ним формально, но такой ситуации нет. Причем, поскольку "Северные потоки" пострадали от теракта, одна, оставшаяся целой, из четырех ниток обоих газопроводов должна быть тщательно проверен, что сделать, без участия стран в экономических зонах Балтийского моря которых уложена труба, невозможно. А там Польша, которой этот газопровод совсем не нужен.
Остается "Ямал-Европа", остановленный из-за взаимных санкций, но в абсолютно рабочем состоянии. Но он опять же проходит через территорию Польши, которой совсем не выгодно пропускать российский газ в Германию и способствовать экономическому развитию двух своих "заклятых соседей".
Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, ЕС ценой экономии может обходиться без поставок через "Ямал-Европу", в связи считаем вероятность возобновления прокачки крайне низкой.
Менее пессимистичен замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, сейчас возможны самые невероятные варианты. Хотя той же Германии, обладай она суверенитетом было бы проще договориться с Россией о запуске второй нитки "Северного потока 2", чем решать эти вопросы с Варшавой, считает он.