07.11.2023 03:00
Культура

Число залов в российских кинотеатрах может уменьшиться, а каждый зал станет компактнее

Текст:  Марина Трубилина
Российская газета - Федеральный выпуск: №252 (9197)
За последние полтора года крупнейшие российские сети кинотеатров закрыли 131 кинозал. В ближайшие годы число залов в каждом кинотеатре может уменьшиться, а каждый зал станет компактнее.
За последние полтора года флагманские сети закрыли 131 кинотеатр. / Гавриил Григоров / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Сборы российских кинотеатров в 2023 году вырастут по сравнению с прошлым годом на 44,5%. Однако это все еще значительно меньше, чем в 2019 году, - 34,2 млрд руб. против 55,2 млрд руб. Такие прогнозы дал глава российского представительства Rentrak Роман Исаев на конференции Mallpick. Единственная локация в мире, где сборы в этом году превысят показатели благополучного 2019 года, - страны СНГ. Ожидается, что сборы здесь достигнут 0,12 млрд долларов. Это на 42,8% больше, чем годом ранее, и на 25% больше, чем в 2019 году.

Основная причина этого - значительный рост местного контента, считает Исаев. Так, в Казахстане и Киргизии в последние пять - семь лет стали снимать и показывать большое количество фильмов. Это простые и понятные комедии, на которые ходят толпами. Одна из крупнейших сетей Казахстана, к примеру, поссорилась с крупными голливудскими студиями и восемь - девять месяцев не показывала голливудское кино, рассказывает Исаев. Однако это совершенно не испортило ситуации - им было достаточно казахского кино, которое обеспечивало аншлаги. В Киргизии выходит около 50 местных картин за год, то есть практически каждый уик-энд. Фильмы собирают аншлаги, а если контент более универсальный, идут в прокат и в соседних Узбекистане и Казахстане.

В США и Канаде, для сравнения, обороты кинотеатров еще не вернулись к допандемийным (в этом году они ниже на 17,5%), в других странах мира - ниже на 20%.

В России сейчас снимается более 500 полнометражных фильмов в год, а, к примеру, за восемь месяцев 2022 года в кинотеатрах было показано 1837 разных кинолент, рассказал глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков. Однако 80% кассовых сборов дает лишь топ-60 фильмов. Проблема еще и в том, что российский контент распределяется неравномерно в течение года, - в основном фильмы выходят в холодное время года, а летом наступает затишье. И осенью нужно заново "приучать" отвыкшего зрителя ходить в кинотеатры. Чтобы российское кинопроизводство перестроилось, должно пройти еще два-три года, считает Воронков.

Фильм "Чувства Анны" откроет кинофестиваль ко дню рождения кинотеатра "Художественный"

В 2022-2023 годах флагманские сети закрыли 131 кинотеатр. Однако в целом по сравнению с 2021 годом число кинотеатров даже выросло - с 2162 до 2167 (и это больше, чем в 2019 году, когда работало 2086 кинотеатров). Это объясняется господдержкой, благодаря субсидиям в последние годы открывается много небольших однозальных кинотеатров в малых городах, в библиотеках, сельских клубах и т.п.

Себестоимость открытия шестизального коммерческого кинотеатра в городе средних размеров сейчас - около 140 млн руб., рассказал Воронков. Окупаемость кинотеатра сопоставима с окупаемостью торгового центра - около десяти лет. Однако ТЦ и через десять лет останется активом, тогда как все оборудование кинотеатра (проекторы, кресла и пр.) нужно менять чаще. Поэтому в ближайшие два года открывать новые кинозалы не имеет смысла, считает Воронков. Нужно подождать стабилизации ситуации - насыщения контентом, прояснения ситуации с голливудским кино.

Российские фильмы выходят преимущественно зимой

Один из вариантов дальнейшего выживания кинотеатров в ближайшем будущем - рост цен на билеты. Уже к новому году поход в кино может подорожать в среднем на 20-25%. Дает экономию сокращение персонала. Еще один вариант выживания - сокращение вдвое числа кинозалов, поскольку число зрителей пока так же вдвое меньше, чем в 2019 году (105 млн человек в год против 217 млн).

Как отмечал ранее в интервью "Российской газете" глава Союза торговых центров Булат Шакиров, в ближайшее время в ТЦ закроется не менее 10-15% кинотеатров. Их переделывают в фудкорты или фитнес-центры.

Кинотеатры сейчас становятся похожи на детские развлекательные центры, в основном в них теперь ходят семьями на семейные фильмы, отмечает Воронков. В этом есть и положительная сторона - ранее на голливудские фильмы валом шли тинейджеры, сейчас же это более солидная публика, которая попутно тратит деньги в магазинах и более интересна торговым центрам.

Тенденции на будущее - уход от больших залов на 200-400 мест к залам на 100-150 мест. Чем меньше мест, тем дешевле обслуживание, говорит Воронков. Будет сокращаться площадь кинотеатров: оптимальное количество залов - 6-7. Кинотеатры стали больше конкурировать друг с другом - если раньше могло открыться по залу на каждой стороне улицы, то сейчас лучше, чтобы зал был один в 30-минутной пешей доступности.

Наше кино Бизнес