08.11.2023 11:34
Воронеж

Воронежский художественный музей празднует юбилей

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №253 (9198)
Перенестись на 90 лет назад и увидеть, как выглядел Воронежский художественный музей "во младенчестве", предлагает новая выставка, приуроченная к юбилею этого знакового для региона учреждения.
Сотрудники восстановили в одном из залов развеску картин 1933 года. / Надежда Попова
Читать на сайте RG.RU

Сотрудники восстановили в одном из залов развеску картин образца 1933 года, подобрали характерные предметы, по которым можно проследить формирование коллекции. Как известно, ядром ее было собрание Музея древностей и изящных искусств Дерптского университета. Среди первых экспонатов был, к примеру, древнегреческий масляный светильник, подаренный директору Карлу Моргенштерну в 1809 году. Затем очень ценные, в том числе уникальные, произведения искусства поступили от лифляндского лантрата Отто Магнуса фон Рихтера. Его сын, Отто Фридрих, во время путешествия по Египту, Палестине и Сирии приобрел десятки восточных артефактов: рукописи с рисунками, мумии, статуэтки из камня, глины и бронзы, медали и монеты. Молодой ученый скончался по дороге в Россию.

Во время Первой мировой войны вуз вместе с его музеем эвакуировали из прифронтовой зоны в Воронеж, что положило начало местному университету. А в 1933-м его коллекцию древностей и произведений искусства объединили с картинами из областного краеведческого музея, организовав отдельное учреждение.

Первоначально экспозиция занимала небольшую комнату в главном корпусе университета. Умещались там только предметы русского искусства. Вскоре художественный музей переехал в Дом губернатора на проспекте Революции и смог выставить гораздо больше экспонатов разных эпох.

К началу Второй мировой в фондах числилось около 16 тысяч предметов. Среди них были и произведения, которые уже не вписывались в идеологические рамки "правильного" искусства, - например, иконы и картины авангардистов, переданные в Воронеж из художественного фонда Наркомпроса в 1920-м. Однако музейщики были верны своей миссии: хранили и оберегали все, что представляло не сиюминутную ценность.

В Воронеже открылась выставка, посвященная Валерию Вольховскому

В октябре 1941 года стало ясно, что прятать шедевры от бомбежек по подвалам уже недостаточно. Общая стоимость коллекции оценивалась в 2,5 миллиона золотых рублей, многие экспонаты являлись памятниками мирового значения. Эвакуация населения, предприятий и ценного имущества из города шла с огромными трудностями. Не хватало транспорта, упаковочных материалов, рабочих рук. Музейщики отобрали и вывезли в Омск самое дорогое. Оставшуюся часть собрания, в том числе иконы, русский авангард, картины местных художников и довоенные плакаты, сложили в ящики и планировали отправить следом при первой возможности. Но все сгорело после сильной бомбежки в июле 1942-го.

Музей провел в Сибири четыре года и по возвращении быстро открылся для посетителей. В 1948-м под фонды и постоянную выставку отвели "Путевой дворец", где учреждение находится и поныне. Было время, когда на базе воронежского музея хотели сделать филиал Третьяковки. Но этим планам не суждено было сбыться. Коллекцию, как могли, восстановили, пополнили новыми предметами (сегодня их более 23 тысяч). Этот процесс идет непрерывно, равно как и реставрация экспонатов, находящихся в плохом состоянии. Сейчас в научном центре имени И. Грабаря восстанавливают фреску из Капуи, которая станет жемчужиной зала античности.

Первоначально экспозиция музея занимала небольшую комнату

- Как писал Льюис Кэрролл, чтобы оставаться на месте, надо бежать со всех ног, а чтобы продвинуться вперед - бежать вдвое быстрее. Эта фраза хорошо отражает и нашу музейную жизнь, - отметила ученый секретарь Наталья Бакина. - Со стороны кажется, что нет ничего более стабильного, чем музей. Но мало кто подозревает, чего стоит эта стабильность. Нужны колоссальные усилия, чтобы сохранить и по-новому раскрыть экспонаты. На выставке мы постарались показать разные стороны музейной работы: откуда поступают предметы, как они хранятся, реставрируются, изучаются и представляются посетителям.

Проект "Жизнь музея" доступен до 10 декабря в зоне основной экспозиции, в зале, где висит визитная карточка воронежского собрания - "Маруся" Елены Киселевой. Там же можно оставить свое послание, поздравление с юбилеем. "Я прихожу в музей, как на творческое свидание. Отречься от повседневности", "Я прихожу в музей, чтобы побыть в тишине", "В музее я понимаю, как многообразен мир и как это хорошо", - написали первые посетители выставки.

Адрес музея имени И. Крамского: Воронеж, пр. Революции, 18. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

Воронеж