- События на Украине я воспринял близко к сердцу - у меня там жили родственники. А в 2016 году узнал, что оперная дива Анна Нетребко перечислила Донецкому оперному театру миллион рублей. Тогда и пришла мысль: почему не сделать то же самое, если скопились кое-какие сбережения, - вспоминает кандидат педагогических наук, профессор, сорок лет отработавший в Кемеровском государственном институте культуры. - Я связался с профильным министерством в Донецке, а потом написал директору филармонии Александру Парецкому. И получил ответ: "Что вы, ничего не нужно". Но когда я назвал сумму, коллеги задумались.
Замечательный коллектив, который объездил весь мир и носит высокое звание академического, и правда находился в удручающем положении. При Украине материального обеспечения не было - музыканты играли на своих собственных инструментах. Потому предложение Анатолия Мохонько решили принять. На средства заслуженного работника культуры России купили оборудование для сцены. А еще через два года был приобретен дорогостоящий бас-кларнет - такого в симфоническом оркестре никогда не было.
Также благодаря сибиряку заменили старенькую арфу на новую, купили две трубы, валторну, кларнет-пикколо, ксилофон, флейту и колокольчик, электронные инструменты - альт, виолончель и две скрипки. Теперь струнный квартет филармонии виртуозно исполняет не только классическую, но эстрадную музыку и джаз. Последнее, что наметили обновить, - большой оркестровый барабан. К счастью, теперь филармония начала получать средства от государства (после того как ДНР стала российской территорией). Однако благодарные дончане утверждают: вклад маэстро из Кузбасса в поддержку центра музыкального искусства республики беспрецедентный, его невозможно переоценить. И очень дорожат завязавшейся дружбой.
В Донбассе Анатолий Мохонько впервые побывал семь лет назад, став инициатором творческого проекта "Кузбасс-Донбасс". Добирался через Москву и Ростов-на-Дону. А в 2019-м тот же путь проделали вместе с талантливым кемеровским вокалистом Владимиром Гергетом. В программу концерта, кроме западноевропейской музыки, вошли произведения Чайковского, Глинки, Свиридова и других русских классиков, романсы, народные и советские песни.
- Они близки мне по духу. В них есть мелодия, полифония и гармония - то, что чувствует душа. Все-таки хорошо, что у нас в стране наконец-то поставили задачу брать все лучшее из прошлого. Мы немного растеряли наше наследие, а теперь заново собираем. Все лучшее - то, что у нас есть и что было. Донецкая публика встречала нас очень тепло. У многих блестели слезы на глазах, - вспоминает Анатолий Павлович.
Стены его скромной хрущевки украшают концертные афиши - в память о поездках в Донецк. Третья по счету состоялась в 2021 году. А в 2022-м, с началом СВО, Донецкая филармония перешла на новый формат работы - проводятся только выездные концерты, а в самом здании - лишь репетиции и видеозапись выступлений для трансляций по интернету. Мультимедийное оборудование, подаренное Анатолием Мохонько, очень пригодилось.
Он вырос в небольшом кузбасском поселке и с детства был пленен музыкой. Пытался играть на мандолине, записался в школьный хор, потом в духовой оркестр. После школы поступил в техническое училище. Днем учился на слесаря-электрика, а по вечерам работал в клубе и брал уроки игры на баяне. Начинать в девятнадцать лет было сложно, инструмент поддавался с трудом. Но недаром говорят: охота пуще неволи. И после техучилища он все-таки поступил в музыкальное. Выучил одиннадцать обязательных для абитуриентов произведений. А первым делом - любимые "Амурские волны". Занимался ночами.
Через четыре года успешно сдал экзамены в Новосибирскую консерваторию имени М. И. Глинки. Потом еще пять лет учился в консерватории заочно - на курсе у легендарного Арнольда Каца - основателя, художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Новосибирской филармонии. Что это был за человек, можно судить по очень давней истории, которая передается из уст в уста. Из-за чиновничьей волокиты семьи молодых оркестрантов ютились в общежитии, и Кац добился, чтобы туда все-таки отправили комиссию. К встрече подготовились: музыканты играли во всю мощь, их жены тут же кипятили и развешивали белье, а дети громко плакали. Увидев такую картину, чиновники больше не стали тянуть с выдачей ордеров.
В конце 1990-х Анатолий Мохонько возглавил кафедру эстрадного оркестра и ансамбля в Кемеровском государственном институте культуры и создал хор советской песни. Самодеятельный коллектив не раз становился лауреатом всероссийских и международных фестивалей и конкурсов (побывали и в Казахстане, и в Крыму). Вклад сибиряка в развитие духовно-нравственной культуры, просветительскую деятельность и благотворительность оценили высоко - Анатолий Мохонько удостоен ордена "Звезда Достоевского". Эту награду учредили в Кузбассе к 200-летию со дня рождения писателя.
Между тем
На концертах хор советской песни исполняет и произведения своего основателя. Среди самых известных - песни "Шахтерская дружба" и "Город мой", концертная полька "Кнопочки баянные". Впрочем, композитором Анатолий Павлович себя не считает. Он написал и немало книг по истории музыкальной культуры Кузбасса. Кстати, сейчас маэстро работает над книгой о своем любимом хоре - сплоченном коллективе единомышленников, которые поддерживают друг друга в горе и в радости. Все вместе помогают тем, кому еще труднее, - собрали и отправили гуманитарную помощь в зону СВО. А книга Анатолия Мохонько о филармонии Кузбасса передана в музей Донецкой филармонии. Культурный мост "Кузбасс-Донбасс" укрепляется.