В Краснодарском крае, где значительная часть трубопроводов проходит под руслом степных рек, специалисты "Черномортранснефти" применяют самые высокоточные методы диагностики, экологически безопасные технологии ремонта.
Как правило, диагностика магистральных нефтепроводов проводится на регулярной основе до истечения предельного срока эксплуатации трубопроводов. Так, в этом году, используя специальные приборы, специалисты провели внутритрубную диагностику магистрального нефтепровода Лисичанск - Тихорецк-1. Сегодня идет подготовка к проведению в 2024 году ремонтных работ на резервной нитке через реку Тузлов.
В зависимости от проектного решения ремонты подводных магистралей проходят разными способами и впечатляют масштабами работ. К примеру, используется метод наклонно-направленного бурения (ННБ): под дном реки делается прокол и протаскивается дюкер с новой трубой, после чего старый участок демонтируется.
- Метод ННБ является самым экологичным, - рассказал начальник отдела эксплуатации Роман Письменский. - Ущерб биосистеме водоема не наносится, так как трубопровод при ремонте не соприкасается с водной средой.
Основная масса эксплуатируемых акционерным обществом подводных переходов проложена траншейным способом. Их ремонт проводится непосредственно в русле реки, и к этим работам нефтепроводчики подходят с высокой ответственностью.
- На участке ППМН под водой устанавливается гермокамера, внутрь которой спускаются специалисты и проводят сварочно-монтажные работы, - поясняет Роман Александрович. - Но перед тем как дойти до этого этапа, выполняется широкий спектр подготовительных работ, обеспечиваются превентивные меры по защите окружающей среды - выставляется несколько рубежей боновых заграждений, несет дежурство профессиональное аварийно-спасательное формирование. Но прежде всего безопасность всех работ как для рабочих, так и для экосреды гарантирует неукоснительное следование регламентам. Та предельная четкость и слаженность действий персонала, та ответственность, с которой люди подходят к работе, полностью исключают любые инциденты.
В 2020-2023 годах в Краснодарском крае с применением гермокамер было выполнено четыре ремонта подводных переходов нефтепроводов.
В начале этого года сложный ремонт основной нитки ППМН Тихорецк - Новороссийск-2 через Кубань удалось провести безопасно и в максимально сжатые сроки в течение трех месяцев. Такой результат достигнут в том числе благодаря сотрудничеству с Кубанским бассейновым управлением, которое оперативно информировало нефтепроводчиков о планируемых сбросах и уроне воды в реке. Ремонтные работы проводились в период, когда уровень был стабильно низким, а риски минимальными.
- На подводных переходах осуществляется постоянный экологический контроль. Отбираются пробы воды в радиусе 250 метров от объекта, а также пробы воздуха и почв на берегу водоема, через который проходит трубопровод, - отмечает Ирина Чучелина, начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования Краснодарского районного управления магистральных нефтепроводов (РУМН).
Благодаря качественной диагностике и своевременному ремонту работа трубопроводного транспорта в регионе стабильна и безопасна для водных объектов и в целом для окружающей среды Краснодарского края.