09.11.2023 12:42
Культура

Пушкинский и Эрмитаж показывают "Испанскую коллекцию" картин

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №255 (9200)
Выставка "Испанская коллекция" продолжает серию совместных экспозиций ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Публика сможет увидеть картины знаменитых художников, когда-то входивших в одно собрание.
Читать на сайте RG.RU
В Пушкинском музее открылась выставка работ испанских художников

Ранее серию совместных выставок столичного и петербургского музеев открыли проекты, посвященные знаменитым московским коллекционерам братьям Щукиным и Ивану и Михаилу Морозовым - поклонникам западного искусства. Там были показаны произведения рубежа ХIХ-ХХ веков, представленные как единое целое. Сюжет "соединения" был важен, поскольку те собрания были разделены между Пушкинским и Эрмитажем после уничтожения Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в 1948 году.

Нынешний проект решает сходные задачи. Это история тоже про воссоединение когда-то единой великолепной коллекции, на этот раз - не московской, а петербургской, не частной, а императорского Эрмитажа. Поэтому встреча "разлученных" в 1930-м году парных картин Бартоломе Эстебана Мурильо "Мальчик с собакой" и "Девочка с корзиной фруктов", а также парных "Натюрморта с поставцом" и "Натюрморта с часами" Антонио де Переда-и-Сальгадо тут выглядит знаковой.

Испанский посланник в России, задолжав большую сумму, предложил Николаю I купить свою коллекцию

Другая встреча - с "Портретом папы Иннокентия Х" Веласкеса, проданным советским правительством Эндрю Меллону в ходе эрмитажных распродаж, возможна только в виртуальном пространстве. Но одну работу Веласкеса из Эрмитажа все же можно увидеть сейчас в Москве. Небольшой "Портрет графа-герцога де Оливареса", фаворита короля Филиппа IV, одного из самых могущественных людей Испании начала XVII века - жемчужина выставки. Рядом - портрет того же де Оливареса в полный рост, который во многом повторяет раннюю картину Веласкеса (сейчас - в собрании Испанского общества в Нью-Йорке), но написан почти на полвека позже Хуаном Карреньо де Миранда. Хочется, конечно, сказать: "Почувствуйте разницу". Но мы, обычные зрители, чувствуем лишь равносильную школу Веласкеса.

Слово "коллекция" - ключевое в названии. Коллекция испанского искусства Эрмитажа собиралась со времен Екатерины II. В 1779 году императрица приобретает собрание Роберта Уолпоса, где среди 204 работ было семь полотен испанских мастеров. Дени Дидро купил для нее "Отдых на пути в Египет" Мурильо, а князь Дмитрий Голицын - упоминавшиеся парные портреты детей кисти того же мастера. Во время наполеоновского вторжения в Испанию в 1808 году художественные коллекции страны вывозились во Францию. Отличную коллекцию сумел собрать в это тяжелое время амстердамский банкир Уильям Кузвельт. Всю испанскую часть его собрания - 84 картины XVI-XVII веков - приобрел Александр I, посетивший его галерею в 1814 году инкогнито.

Что искал художник в истории Руси: в Новой Третьяковке открыта выставка Николая Рериха

Вторую крупную покупку сделал уже его брат Николай I в 1834 году. Тогда испанский посланник в России Паэс де ла Кадена, задолжав большую сумму, предложил царю купить свою коллекцию. Плюс русские посланники в Испании тоже умели ценить живопись: Дмитрий Татищев завещал все свое испанское собрание Эрмитажу. "Ангел-хранитель" де Переды-и-Сальгадо и "Благовещение" Антолинеса, приехавшие в Москву, родом как раз из его коллекции. Ну, и хранители Эрмитажа тоже работали неплохо: Федор Бруни на распродаже собрания французского маршала Сульта после его смерти купил для музея чудесные вещи. Среди них - "Христос и Иоанн Креститель в детстве". Мурильо, который любил и умел писать детские жанровые сцены, и этому религиозному сюжету сумел придать теплоту и интимность почти домашнюю.

После революции в Эрмитаж поступали работы из частных собраний. Ну, а потом наступило время, когда уже из Эрмитажа десятки произведений передавали в картинные галереи Хабаровска, Ростова-на-Дону, Краснодара, Алупки, Баку, Одессы, Еревана, Тбилиси… Несколько первоклассных работ отдали и в Москву, в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Так что эта выставка - попытка напомнить о приключениях испанцев в России.

Второй сюжет выставки тесно связан с первым. Он про "открытие", осознание того факта, что в музеях России находится одна из самых полных (за пределами Испании, разумеется) коллекций испанского искусства нового времени, от Ренессанса до импрессионизма, от Эль Греко до Пабло Пикассо.

Как Вениамин Кедрин соединил питерскую школу графики с живостью Востока

К слову, финальная точка проекта - встреча двух картин "Святого Иоанна Крестителя" Эль Греко и полотна Пикассо "голубого периода" "Старый еврей с мальчиком" - тоже привет и Сергею Ивановичу Щукину, открывшему Москве кубизм и новое имя эпатирующего испанца, и общему проекту Эрмитажа и Пушкинского о братьях Щукиных. Впрочем, правда и то, что сближенье картин Эль Греко и Пикассо не назовешь "странным". Еще Кеннет Кларк в эссе об одной из работ Эль Греко заметил, что "абстрактная субструктура, от которой зависит в конечном счете "сила" любой картины, имеет здесь больше общего с Пикассо 1911 года, чем с ренессансной традицией". Так что это сближение мистического образа "критского мастера" и печальных земных странников Пикассо делает финал открытым, распахнутым и в искусство, и в трагедии ХХ века.

Эта встреча напоминает и о том, что Испания времен ее "золотого века" была еще тем плавильным котлом. "Золотой век" был и буквально золотым после открытия Америки в 1492 году. Но ни потоки золота, которое везли через океан, ни безразмерная империя наследника "католических королей" Карла V, в которой никогда не заходило солнце, не принесли счастья. 500 лет реконкисты, когда христиане вытесняли мавров с полуострова, безумие инквизиции, сжигавшей еретиков тысячами, кровь и слезы создали определили не только особую интонацию испанского искусства, сурового и утонченного. В этой точке встречи цивилизаций, арабской, европейской, иудейской переплавлялись традиции и стили. Здесь рядом оказывались мавританский стиль, восточные орнаменты и традиции итальянской и нидерландской живописи, искусство керамики и выделки кожи, которой славилась Кордова, и народная деревянная скульптура, в которой жила "душа народа". "Испанская коллекция" открывает этот мир, мистический, полный экспрессии и страстей.

Навигатор

Выставка "Испанская коллекция. Из собраний российских музеев" открыта для посетителей в Главном здании до 4 февраля 2024 года.

Живопись Москва