Герман Станиславович, 2023 год для рыбаков - из "урожайных". По прогнозу, общий вылов биоресурсов может превысить пять миллионов тонн. Можно сказать, сколько из этих миллионов уйдет на экспорт, сколько попадет на российские прилавки?
Герман Зверев: Особой сенсации в уловах нынешнего года нет. Планку в пять миллионов тонн российские рыбаки преодолели уже несколько лет назад. Конечно, обильная была в этом году лососевая путина, однако тоже не рекордная.
Вообще, оценивать результаты работы отрасли только с помощью показателя вылова неправильно. Равносильно тому, чтобы оценивать качество теплоснабжения в квартирах по протяженности вырытых траншей для прокладываемых труб центрального отопления. Дело не в количестве, а в том, насколько структура улова, виды добываемой рыбы совпадают с предпочтениями потребителей и насколько розничная (подчеркну, именно розничная, а не отпускная) цена совпадает с реальными располагаемыми доходами населения.
По поводу вывоза за рубеж: правительство страны установило ограничение для публичного распространения информации об объеме и структуре экспорта российских предприятий, поэтому предоставить подробные сведения на этот счет нет возможности.
Тогда сосредоточимся на внутреннем рынке. Сколько мы сегодня едим рыбы?
Герман Зверев: По данным Росстата, потребление рыбопродукции в живом весе по итогам 2022-го составило 19,2 килограмма на человека. Это на десять процентов ниже, чем годом ранее. На Дальнем Востоке рыбы едят больше: 25 килограммов на человека все в том же 2022-м, но и это на один процент ниже показателя 2021 года.
Доля расходов на рыбопродукцию в общих затратах на продовольствие оставалась неизменной в течение почти 15 лет - шесть процентов. А главным фактором спроса на рыбу все это время были располагаемые доходы населения и цена. В результате потребление выработало эластичность на уровне коэффициента в 2,4 процента: рост доходов или снижение цены на один процент приводит к увеличению потребления на 2,4 процента. И наоборот.
Именно сейчас точность и своевременность сигналов, которые регуляторы дают рынку, приобретает критическое значение. Одним из таких сигналов до недавнего времени являлся целевой показатель среднедушевого потребления рыбопродукции. Его признают важным все крупные рыболовные державы.
В августе президент страны Владимир Путин проводил совещание, по итогам которого кабмину поставлено поручение при участии заинтересованных органов исполнительной власти, отраслевых союзов, ассоциаций утвердить план мероприятий (дорожную карту) по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции до 2030 года, а также обеспечить его реализацию. Первый доклад об этом должен быть представлен главе государства до 1 февраля 2024 года, далее - раз в полгода.
На ваш взгляд,что должно быть в числе первых пунктов такого плана?
Герман Зверев: Возвращение в госпрограмму развития отрасли показателя среднедушевого потребления рыбы - 25 килограммов в год.
Вы сказали, что один из главных факторов спроса на рыбу - цена. Это значит, что сделать так, чтобы рыбы ели больше, проще простого? Надо лишь снизить цену?
Герман Зверев: Цена не единственный инструмент расширения внутреннего спроса. Немаловажное значение имеют и качество продукции, и разнообразие ассортимента, и информированность потребителей о свойствах рыбы. Кстати, именно поэтому Ассоциация добытчиков минтая реализует масштабный проект "Дальневосточный минтай", который нацелен на удвоение потребления этой рыбы в России в течение трех лет - со 183 тысяч тонн в 2022-м до 350 тысяч в 2025-м. В проекте участвует и ВАРПЭ. Для популяризации среди жителей страны бренда "Дальневосточный минтай" уже запущен сайт с рецептами и информацией, ведется рекламная кампания в соцсетях, создаются совместные промо с 40 известными блогерами, библиотека видеорецептов, в скором будущем увидит свет фильм о минтае.
То есть на внутреннем рынке сегодня имеет смысл делать ставку на доступные по цене виды "народной" рыбы?
Герман Зверев: В определении "народная" рыба мне чувствуется какой-то оттенок высокомерия. Филе минтая - продукт, который изготавливается в море на современных производственных линиях. Рыбопромышленные предприятия инвестировали в строительство таких судов и перерабатывающих заводов свыше 350 миллиардов рублей. В отличие от производителей бройлерной курятины, в отличие от производителей говядины рыбаки не получили ни копейки дотаций от государства. Поэтому окупаемость построенных кораблей и заводов обеспечивается только за счет реализации продукции на рынке: на внутреннем и на внешнем.
Как меняются логистические цепочки поставок рыбной продукции? Можно ли снизить транспортные издержки?
Герман Зверев: Архаичная рыбная логистика, которая до сих пор живет за счет советской инфраструктуры, - характерная черта системы поставок. Количество и качество рыбных терминалов, оборудованных холодильниками, что на Дальнем Востоке, что в российском Поморье в общем-то, одинаковое. Явный дефицит специализированного подвижного состава особенно ощущается в пиковые периоды рыбацких путин. На внутреннем рынке "логистическое трение" превратилось в ощутимый ценовой фактор: совокупные издержки доставки рыбопродукции морским и наземным транспортом приблизились к 80 рублям на килограмм на фоне антироссийских санкций.
А как можно использовать административный ресурс для роста потребления рыбы в стране?
Герман Зверев: Внести изменения в Федеральный закон "О государственной контрактной системе", который позволит изменить условия закупок рыбопродукции для государственных и муниципальных нужд.
В России очень давно - чуть ли не с начала 2000-х - обсуждают проект рыбной биржи. Необходимость в ней действительно есть?
Герман Зверев: Необходимость есть, но в бирже, которая предоставляет площадку под торговлю рыбопродукцией для государственных и муниципальных нужд. Если ввести требование об обязательной закупке для них только на бирже, то такое решение позволит отрезать из цепочки поставок тысячи фирмочек-прилипал, которые увязаны с должностными лицами, организующими закупки рыбы, и приплюсовывают надбавку к стоимости продукции.