Как сообщил губернатор Андрей Травников, в следующем году начнется реализация нацпроекта "Беспилотные авиационные системы", в котором Новосибирску отводится роль одного из центров компетенций. Предполагается развивать БАС за счет производства БПЛА и стимулирования спроса на них в разных отраслях, таких как сельское хозяйство, логистика, строительство, госслужба.
- Большая работа предстоит в части регулирования нахождения беспилотных аппаратов в воздушном пространстве: обеспечение, с одной стороны, безопасности, а с другой - простоты использования БПЛА в интересах экономики, - отметил глава Новосибирской области.
Для того чтобы "поднять отрасль в небо", нужно сделать четыре шага, полагает руководитель направления технологического развития компаний НТИ ("Платформа Национальной технологической инициативы") Евгений Грибов.
- Первое: необходимо открыть рынки, и для этого нужны программы применения беспилотников в регионах и соответствующая инфраструктура. Второе: производство с опорой на сеть научно-производственных центров испытаний и компетенций, которая создается в рамках нацпроекта по поручению президента. Третий шаг - решить, как снять технологические барьеры, четвертый - установить режим открытого неба, который подразумевает создание ситуационных центров мониторинга полетов, - перечислил он, выступая на панельной сессии в рамках X Международного форума "Технопром-2023" в Новосибирске.
В то же время советник губернатора Томской области Сергей Хурсевич уверяет, что потенциал экстенсивного выделения воздушного пространства по формуле "одно беспилотное воздушное судно в одном районе полетов" практически полностью исчерпан, и это одна из проблем развития БАС.
- Если мы хотим запускать много беспилотников в едином воздушном пространстве, то все должны видеть всех. Для этого нужны цифровые технологии, - отметил он.
В качестве пилотного проекта в двух районах Томской области организовано обеспечение полетов БПЛА на высоте до 150 метров. Временный режим установлен для применения беспилотников в общеобразовательных и спортивных целях.
Как было отмечено на заседании президиума правительственной комиссии по вопросам развития БАС под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова, 1 марта 2024 года начнется второй этап открытия воздушного пространства - в регионах можно будет устанавливать зоны полетов беспилотников весом менее тридцати килограммов. Также вводится упрощенный порядок применения беспилотников в сельском хозяйстве.
В дальнейшем, как сообщает сайт правительства РФ, предстоит интеграция беспилотников в единое воздушное пространство. "Для этого их необходимо будет оборудовать по аналогии с пилотируемой авиацией. Речь идет о линии связи с диспетчером, защите от столкновения, взаимодействии пользователей с единой системой организации воздушного пространства", - говорится в сообщении.
Полноценно система должна начать работать с 1 июня 2024 года. Также планируется ее увязка с порталом госуслуг.
Руководитель направления по сопровождению нацпроекта БАС Илья Юнак полагает, что ситуационные центры в регионах должны получать информацию из разных подсистем цифрового пространства.
- В Новосибирской области для решения государственных и муниципальных задач используется около ста беспилотников, а разрешений на полеты выдано более пятисот. Предполагаю, что многие летают без разрешений. Мы говорили о применении БПЛА в конкретных отраслях, и каждый занимался этим по-своему. Сейчас мы подошли к комплексному решению c созданием инфраструктуры, включая ситуационные центры. С их помощью беспилотник можно будет "загрузить" задачами разных ведомств и упростить разрешительную деятельность, - отметил министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь.
Помимо ситуационных центров мониторинга полетов БПЛА, в этом году в регионах планируют открыть пилотные научно-производственные центры (НПЦ) по работе с БАС. По словам генерального директора "Исследовательского комплекса центра технологического обеспечения" (резидент технопарка новосибирского Академгородка) Антона Рязанцева, якорным партнером новосибирского НПЦ выступил Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (входит в НИЦ "Институт имени Н. Е. Жуковского"). Есть опорные резиденты из числа инновационных компаний, вузов. На базе Центра коллективного пользования технопарка "Академпарк" возможно создавать и апробировать разработки, открывать опытные производства. На экспериментальном аэродроме в близлежащем Бердске будут проводить летные испытания.
В свою очередь в Новосибирском государственном университете создают программно-аппаратный комплекс, который поможет беспилотникам ориентироваться без ГЛОНАСС. Этой работой занимается Центр прикладного глубокого обучения Высшего колледжа информатики НГУ при поддержке федеральной программы "Приоритет 2030".
- Сейчас проводим тестирование программно-аппаратного комплекса и сопрягаем алгоритмы навигации с системой управления дроном, - сообщил директор Института интеллектуальной робототехники НГУ и Высшего колледжа информатики НГУ Алексей Окунев.
У вуза есть индустриальные партнеры (в основном небольшие организации), которые производят легкие дроны, беспилотные летательные аппараты типа квадрокоптера.
В рамках нацпроекта Новосибирская область планирует специализироваться на создании средних и тяжелых беспилотных летательных аппаратов грузоподъемностью до одной тонны.
- Мы остановились на создании средних и тяжелых беспилотников. Уже реализован проект БПЛА "Партизан", планируется его серийное производство. На базе "Партизана" будет развернута летающая лаборатория для отработки технологий, которыми затем смогут пользоваться другие НПЦ, - сообщил Антон Рязанцев.
БПЛА "Партизан" создан в СибНИИ авиации имени С. А. Чаплыгина. Как отметил заместитель директора института по научной работе Дмитрий Смирнов, у аппарата уникальные сверхкороткие взлет и посадка. Это необходимо для применения БПЛА в местности, где нельзя совершить разбег. Тяжеловес способен переместить тонну груза на расстояние до тысячи километров.
Андрей Белоусов, первый заместитель председателя правительства РФ:
- Нацпроект по развитию БАС разрабатывается по поручению президента РФ. Он включает пять основных направлений. Первое - создание гарантированного спроса на российские беспилотники: и на малые, весом до килограмма, так называемые образовательные, и на средние и тяжелые. Второе - производство. Третье направление связано с регулированием - сертификацией, открытием неба, безопасностью полетов и инфраструктуры. Четвертое - подготовка кадров, пятое - создание перспективных заделов: мир не стоит на месте, все достаточно динамично развивается, нам надо проводить исследования, какой будет отрасль через пять-десять лет.