09.11.2023 09:43
Санкт-Петербург

Почему озеленение Петербурга нуждается в новом подходе

Текст:  Ольга Гуго (Санкт-Петербург)
Российская газета - Санкт-Петербург: №252 (9197)
В Петербурге опубликовали финальную версию Генплана с расчетным сроком до 2040 года и прогнозом до 2050 года. Рекреационные зоны будут занимать 29,38 процента от общей площади города.
Читать на сайте RG.RU

Эколог и руководитель испытательной лаборатории компании "Экология жизненного пространства" Ольга Максимова объясняет, что этого объема недостаточно, в идеале деревья должны занимать до 50 процентов общей площади города. К тому же в старом Генплане площадь рекреационных зон имеет ровно такой же показатель. Деревья нужны не только для эстетики: зеленые зоны регулируют температуру, уровень углекислого газа, снижают скорость ветра, убирают шум от автомобилей, а также улучшают условия для прогулок.

Координатор движения "Деревья Петербурга" Мария Тиника добавляет, что 29 процентов рекреационных зон - это не только деревья, но и кустарники, а также газоны. Эксперт приводит другой закон "О зеленых насаждениях общего пользования", который утверждает перечень "заповедных" скверов и парков. Однако объекты то входят в перечень, то выходят из него. Получается, документ не дает гарантии, что озелененная территория не пойдет под застройку.

- За время блокады Ленинграда в городе не срубили ни одного дерева. В 1942 году руководство города разрешило сносить деревянные постройки, вследствие чего под разборку пошли дома Крестовского острова. Активно озеленять город продолжали до 1955 года, - напоминает эксперт.

Спустя 25 лет вырубка превратилась в норму и по сей день проводится постепенно. Приблизительно в 80-х начали спиливать уличные деревья. Более интенсивные вырубки начались в 90-х в местах, где расширялось массовое строительство. При этом информация о том, сколько деревьев город потерял с начала 50-х, сильно разнится. Судить об объеме вырубки можно, лишь опираясь на данные о посаженных деревьях за год, поскольку в Смольном заявляют, что их примерно столько же, сколько и вырубленных.

В Москве начали высаживать новые деревья и кустарники

Однако такие гипотетические подсчеты применимы только к насаждениям, которые относятся к комитету по благоустройству. Около трети деревьев города находится в зонах жилой застройки, которые принадлежат муниципалитетам, - о них нет никакой информации. По словам эксперта, последние 10 лет в городе высаживают от 10 до 12 тысяч деревьев. В теории столько же и убирают.

- Эта практика происходит из бюджетирования комитета по благоустройству. Деньги комитету выделяются на определенные операции, и в первую очередь - на операции по вырубке деревьев. Если ведомство не найдет эти 10-12 тысяч деревьев, то не получит бюджет. Аналогично выделяются деньги и на посадку насаждений. На уходовые операции приходится порядка 80 процентов всего бюджета комитета по благоустройству, относящегося к зеленым насаждениям, - объясняет Тиника.

Мария Тиника обращает внимание, что просто высадить деревья будет недостаточно: для создания устойчивой среды в городе не должно быть монопосадок. Все, что высаживается сейчас, - интродукция, то есть переселение человеком видов за пределы естественного ареала. При озеленении важно создавать три уровня растительности в свободной посадке. Биотоп зарослей - самый оптимальный вариант для магистралей. На вопрос, где сажать деревья, отвечает водно-зеленый каркас Петербурга. Полноценным он будет при наличии зеленых коридоров вдоль улиц и проспектов.

Есть и еще один нюанс. Статья Гражданского кодекса, согласно которой дерево являлось недвижимым имуществом, исчезла в 2006 году. В это же время появился Лесной кодекс, который защищает только деревья лесных территорий.

Выиграть хакатон, спасти деревья, обновить старый маршрут и поехать в деревню помогают нацпроекты

Мария Тиника объясняет, что на сегодняшний день компенсационная стоимость за вырубку дерева крайне низкая. Например, чтобы снести 50-летний дуб под постройку дома в Приморском районе, нужно заплатить 46 тысяч. А вот газон, который окружает это дерево, обойдется уже в 400 тысяч.

- Если нельзя создать закон о деревьях на федеральном уровне, то можно хотя бы в рамках города или муниципалитетов признать деревья недвижимым имуществом. Это позволит относиться к ним, как к домам. Тогда у каждого дерева будет кадастр, все озеленения будут внесены в региональную геоинформационную систему (РГИС) как слой. Службы смогут мониторить состояние зеленых насаждений и заниматься уходом, а жители - наблюдать за этим в режиме реального времени, - говорит Мария Тиника.

Примером такой практики является слой с флорой и фауной берегов Смоленки в РГИС, созданный по инициативе Марии Тиники в рамках проекта "Твой бюджет". Координатор "Деревьев Петербурга" уточняет, что карта не дает возможности сохранить растительность, но позволяет видеть и отслеживать состояние озеленений.

Санкт-Петербург