"При выполнении работы Вы можете воспользоваться справочными материалами, выданными вместе с вариантом КИМ, линейкой и непрограммируемым калькулятором", - говорится в инструкции по выполнению работ в демонстрационном варианте КИМ ОГЭ по математике 2024 года. Демоверсия размещена на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.
Решение об использовании калькулятора принято на заседании научно-методического совета по математике ФИПИ. Почему? "Российская газета" поговорила с членом совета, руководителем комиссии по разработке КИМ по математике Основного и Единого госэкзаменов Иваном Ященко.
Иван Валерьевич, ОГЭ по математике станет легче?
Иван Ященко: Во-первых, сразу скажу, что это не спонтанное решение. О том, что на ОГЭ по математике могут разрешить калькулятор, стало известно не вчера, а еще в августе, когда были опубликованы проекты всех документов по экзаменам. Кроме того, этот вопрос обсуждался уже много лет. Сегодня роль арифметической техники счета снижается. Мало кто в реальной жизни и в профессии считает "в столбик". Да, это очень важно для развития мышления, но этим занимаются в начальной школе и в 5-6 классе. Все проверяется тогда же на соответствующих контрольных работах.
А дальше уже не нужно?
Иван Ященко: Сегодняшний ОГЭ включает много практикоориентированных задач, задачи на анализ условия, доказательства, текстовые задачи, геометрические. А некоторые учителя, видя, что ребенок медленно считает, зачастую начинают в девятом классе буквально "натаскивать" его на технику счета. Отодвигая на второй план саму суть предмета, которая, конечно, далеко не только в умении считать. Учить детей считать столбиком просто. Гораздо сложнее учить думать и рассуждать. Но в этом главная цель математики.
Очень многие учителя ждали этого изменения. Мы, математики, должны показывать красоту этой науки, рассказывать, зачем она нужна в реальном мире. И кстати, совсем не случайно введение калькулятора поддержали участники съезда учителей физики. Потому что они считают, и правильно считают, что математика должна создавать базу и для физики, и для IT. Математика должна развивать мышление, а не концентрироваться на техническом счете, который вызывает уже нервный тик и у родителей, и у детей, особенно в девятом классе.
Это нововведение улучшит результаты экзаменов?
Иван Ященко: Мы ожидаем, в первую очередь, что дети начнут лучше понимать предмет, а значит, будет и рост баллов, например, по заданиям по геометрии.
Потому что мы прекрасно понимаем: в геометрии главное не то, как ты столбиком или еще как-то высчитываешь синусы. А то, как ты чувствуешь сам предмет, как можешь думать и доказывать.
Говорят, что дети разучатся считать, что все упрощается, и это не на пользу.
Иван Ященко: Еще раз подчеркну, что это не упрощение. У нас в экзамене была всего одна задача на прямой счет. А все остальные задачи требовали и требуют нахождения алгоритма решения, рассуждения. То есть того, что, собственно, и нужно сейчас, в век искусственного интеллекта.
Возможно, в будущем и на ЕГЭ разрешат калькулятор?
Иван Ященко: В ФИПИ поступает множество таких предложений. Но это вопрос на будущее. В ЕГЭ-2024 точно ничего не поменяется. Пока не предполагается разрешать калькулятор на экзамене для одиннадцатиклассников.
В этом году школьникам разрешали брать на ОГЭ по математике только линейку, не содержащую справочной информации. Пользоваться можно было справочными материалами с основными формулами, которые выдавали уже в аудиториях, вместе с экзаменационными материалами.
ОГЭ по математике в 2024 году будет состоять из двух частей. Первая часть - 19 заданий, вторая - 6 задач с развернутым ответом. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).