12.11.2023 23:04
Общество

"Я вышел из Исаакиевского собора с ощущением, что прожил длинную, нелегкую и счастливую жизнь..."

Я вышел из Исаакиевского собора с ощущением, что прожил длинную, нелегкую и счастливую жизнь...
Текст:  Юрий Лепский
Российская газета - Федеральный выпуск: №256 (9201)
Высота Исаакиевского собора - сто один метр и пятьдесят сантиметров. Эта величина указана во всех справочниках и путеводителях. Однако рост уникального сооружения Огюста Монферрана значительно больше. Как это может быть? А вот как. Чтобы удержать на земле это великолепие весом триста тысяч тонн, надо было укрепить грунт, размываемый Невой. Для чего двести лет назад в землю вбили дополнительно тринадцать тысяч свай - просмоленных стволов строевых карельских сосен. Известно, что длина стволов не превышала шести с половиной метров. Всего таких свай в основании собора двадцать четыре тысячи. На эту свайную основу положили гранитные плиты, а сверху - кладку из бутовых камней, скрепленных цементом. Слой плит и камней был что-то около семи метров. Вот и получается, что рост Исаакия сто пятнадцать метров, не меньше.
Читать на сайте RG.RU
В Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге - фото

Ну, сосновых свай я не видел, а вот в крипте, или в подвальном помещении собора, под низкими арочными сводами, - был. Там нынче музей в музее - печальная повесть о том, как во время войны тут жили, работали, спасались от бомбежек, снарядов и пуль немногочисленные сотрудники Исаакия. Как полуголодными они спасали тут уникальные художественные ценности из других музеев, свезенные сюда, за пятиметровой толщины стены собора. Как пережили блокаду (не все, конечно) и сохранили всё, что им надлежало сохранить.

Они сохранили великолепные купольные росписи гениального Карла Брюллова, уникальные мозаики, живопись академиков Басина и Плюшара, тагильский малахит колонн и итальянский мрамор... Они сохранили творение талантливого молодого француза Огюста Монферрана, искренне влюбленного в Россию, создавшего для нее это чудо в память о себе (как ему и предсказывали, он умер спустя месяц после окончания стройки).

Всё сохраненное может видеть теперь каждый - русский, немец, француз, итальянец, китаец, американец. Поскольку шедевры, где бы и кем бы они ни были построены - принадлежат всем землянам.

Этот этаж собора тоже пережил немало горя. В семнадцатом году прошлого века он был разграблен диктатурой пролетариата, и через два десятка лет та же диктатура, присвоившая себе этот шедевр, с присушим ей хамством унизила Исаакиевский собор, превратив его в антирелигиозный музей. С годами всё вернулось на круги своя. Но уже совсем недавно Исаакий вновь был потрясен угрозой быть присвоенным в очередной раз. И тогда потребовалась мудрость нового директора, замечательного ученого Юрия Витальевича Мудрова, чтобы воцарить под сводами собора покой и разум. Я спросил у Мудрова: как ему это удалось? "Христианским терпением", - ответил он и улыбнулся.

Как бы там ни было, но теперь Исаакиевский собор представляет собой реально действующую модель мирного и уважительного сосуществования приверженцев православия и светской публики. Ежедневно здесь проходят церковные службы, которым нисколько не мешают многочисленные туристы.

Санкт-Петербургский культурный форум примет гостей из 73 стран

Однако мне пришла пора подняться на купол. На последний этаж Исаакиевской вертикали. Меня подняли на лифте, открыли нужную дверь, и я оказался на металлических мостках. Купол сиял на фоне пасмурного грозного неба. Когда-то два века назад сто килограммов золота смешали с ртутью и этой амальгамой покрыли медные листы купола. Потом листы нагрели, ртуть испарилась, а золото навечно впиталось в медь. Этот сплав оказался негасимым, время не властно над ним. Чего не скажешь о тех, кто выполнял тогда горячее золочение. От паров ртути погибли более шестидесяти человек. Их имен и по сию пору никто не знает. Памятник им - купол Исаакия...

Меж тем небо разверзлось над собором, хлынул ледяной дождь с резкими, штормовыми порывами ветра. Я как мог старался укрыть свою фотокамеру курткой, попутно натягивал капюшон на голову, стараясь спастись от жестокого ветра и дождя. Однако стихия, как и положено стихии, была столь же свирепа, сколь и безразлична к моим жалким попыткам спасения. Она словно давала понять мне мой собственный микроскопический масштаб на фоне грозовых небес и вообще - мимолетность моего существования в этом мире. Но сто пятнадцать метров вертикали Исаакиевского собора, пройденные мною, позволяли ясно осознать и другое. И русский Брюллов, и француз Монферран, и все, создавшие и сохранившие это великолепие на берегу Невы, - продлили свою жизнь в стенах, криптах и куполах своим талантом и вдохновенным трудом. Вопреки небесам и стихиям. И как заметил еще один великий ленинградец, "время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии".

Санкт-Петербург Образ жизни