"Российская газета" поговорила с председателем Российского профессорского собрания, завкафедрой конституционного права в МГИМО Владиславом Грибом.
Владислав Валерьевич, тема форума - "Наука и образование как основа развития России". Что здесь главное?
Владислав Гриб: Обсудим в первую очередь взаимодействие с новыми партнерами. Я имею в виду наш "поворот на Восток" - сотрудничество с такими странами, как Индия, Китай, страны БРИКС. У нас очень интенсивное взаимодействие с их вузами и научными институтами, вплоть до открытия филиалов.
Второй момент - это работа университетов в условиях новых цифровых вызовов. Нейросети и цифровизация сильно меняют высшее образование. В ряде вузов у нас уже есть "цифровые" проректоры, но нужно и дальше развивать цифровые навыки у студентов, аспирантов и преподавателей. Поговорим и о снижении бумажной нагрузки на университеты.
Меняется высшее образование, меняется и преподаватель высшей школы. Как?
Владислав Гриб: Я тоже преподаю в университете, поэтому для меня это вдвойне важно. Главное сегодня - сделать так, чтобы у студентов была мотивация к учебе. Знания, навыки - все нужно. Но без мотивации все будет впустую. У нас есть понятие преподаватель-исследователь. Сегодня нам нужно растить студентов-исследователей. Таких, которые не останавливаются только на тех знаниях, которые они получают в вузе, а идут дальше, в научно-исследовательскую деятельность, в научные сообщества.
Современный преподаватель вуза, конечно, должен также чувствовать связь с работодателем и держать обратную связь с выпускниками. И, конечно, быть в "цифре". Без информационных технологий сегодня никуда. Но не все пока перестроились. У нас за окном - цифровая эпоха. Надо искать новые подходы, методики к преподаванию традиционных дисциплин.
Кстати, что вы думаете об использовании искусственного интеллекта при написании дипломов?
Владислав Гриб: Я бы не стал этому мешать, но ввел бы некоторые ограничения. Нейросети могут, например, помогать в сборе информации как прикладной инструмент. Но не так, чтобы нажал кнопку - и получил готовый диплом. Вообще, при защите дипломов нужно уделять внимание не только и не столько письменному тексту, сколько всесторонней и глубокой дискуссии по теме диплома. Вот это проблема: некоторые преподаватели принимают защиты очень формально. Главное, чтобы текст был, галочку поставили. А нужна именно защита научной работы - так мы увидим, есть ли у выпускника знания.
Как влияют ограничения в связи с международной ситуацией на работу вузовского преподавателя?
Владислав Гриб: Авторитет российских преподавателей, ученых и университетов, российской науки в целом таков, что, какие бы ни были ограничения и санкции, у многих коллег сохранились хорошие личные контакты с преподавателями из Европы, из недружественных государств. Российские ученые продолжают публиковаться в зарубежных журналах, их приглашают на конференции. Я не вижу тотального разрыва отношений. Да, какие-то программы приостановлены, какие-то идут менее интенсивно. Но отношения сохранились. Возможно, я это говорю как гуманитарий, а в научно-технической сфере, наверное, чуть больше проблем, так как ушли индустриальные партнеры. Но пришли новые - из Юго-Восточной Азии, например Китай. Идет процесс замещения.