14.11.2023 03:00
Авто

Реализация пятилетнего плана дорожной деятельности идет с опережением графика

Текст:  Ирина Фурсова
Российская газета - Спецвыпуск: Дороги России №257 (9202)
Близится к завершению дорожный сезон 2023 года, ставшего первым шагом в реализации пятилетнего плана дорожной деятельности на 2023-2027 годы, утвержденного правительством страны летом 2022-го (распоряжение правительства РФ от 20.06.2022 N 1601-р).
Участки трассы "Кавказ" вблизи Махачкалы расширены с двух до четырех полос движения. / Пресс-служба Росавтодора
Читать на сайте RG.RU

Согласно этому документу перед дорожниками была поставлена задача построить и реконструировать более 4 тысяч километров автотрасс, 3 тысячи километров дорог расширить с двух до четырех полос, отремонтировать 110 тысяч километров трасс, в том числе 650 мостовых сооружений. Программа одновременно уникальная и масштабная. В результате к концу 2027 года в нормативное состояние должно быть приведено 85 процентов опорной сети дорог: это примерно 136 тысяч километров, включая 64 тысячи километров федеральных и 72 тысячи километров региональных трасс. Опорная сеть охватывает две трети населения страны, в нее входят все ключевые магистрали.

"Основная цель пятилетнего плана - обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов Российской Федерации. Благодаря этой программе мы увеличим скорость перемещения по всей опорной сети дорог, что станет дополнительным импульсом для развития всей экономики, при этом значительно снизится аварийность на дорогах, увеличится количество квалифицированных кадров и повысится производительность труда", - считает вице-премьер Марат Хуснуллин.

И планирование на столь долгий срок оправданно, даже несмотря на нынешнее нестабильное время, считает зампред правления "РосДорБанка" Денис Алексеев. "Пятилетний срок позволит тем же дорожно-строительным компаниям и участвующим в финансировании проектов кредитным организациям распределять свои усилия и ресурсы при более четком понимании, в какие сроки, на какие средства и в каких регионах правительство собирается реализовывать дорожные проекты. Конечно, при ключевом условии, что указанные сроки планирования будут обеспечены гарантированным и стабильным исполнением финансовых обязательств перед дорожниками со стороны государства", - подчеркнул финансист.

Что касается стоимости программы, то изначально речь шла о сумме более 13 триллионов рублей, хотя здесь, конечно, не исключены корректировки в любую сторону.

Предварительные итоги

Директор УТСС рассказал, как избавиться от пробок во время ремонтов трасс

Накануне Дня работников дорожного хозяйства, который отмечался 15 октября, премьер-министр Михаил Мишустин провел встречу с руководителем Федерального дорожного агентства Романом Новиковым. Председатель правительства поинтересовался, с какими результатами завершится дорожный сезон. "В 2023 году мы работаем в рамках исполнения пятилетнего плана дорожных работ, утвержденного правительством в прошлом году, - рассказал Роман Новиков. - И можно с уверенностью сказать, что показатели, которые мы себе поставили в первый год пятилетнего плана по всем направлениям деятельности, будут достигнуты: и по федеральной стройке, и по содержанию дорог, по ремонтам, капитальным ремонтам, и по приведению в нормативное состояние региональной сети, и по содействию региональным дорожным объектам, которое осуществляет Федеральное дорожное агентство".

По итогам 9 месяцев года, продолжил глава Росавтодора, выполнены все плановые показатели. Так, из 227 километров запланированных к вводу федеральных трасс ввели 52 километра. Из 3,5 тысячи километров федеральных дорог, подлежащих ремонту и капремонту в этом году, введено в эксплуатацию 1,3 тысячи километров.

На региональных дорогах необходимо обновить 136 миллионов квадратных метров покрытия, за 9 месяцев уложено 108 миллионов квадратов.

Основная цель пятилетнего плана - обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов РФ

В семи субъектах страны программа дорожных работ этого года уже закрыта, идет работа наперед. "И с учетом той дополнительной поддержки, которую правительство оказало регионам в этом году в части выделения казначейского бюджетного кредита, мы рассчитываем на обновление 181 миллиона квадратных метров дорожного покрытия, что больше, чем в прошлом году", - подчеркнул Роман Новиков. Благодаря постоянной федеральной поддержке набранный интенсивный темп выполнения дорожных работ сохраняется. В программу нацпроекта в этом году включены около 6,7 тысячи объектов региональной сети, добавил он. Причем все это происходит в условиях роста трафика.

По четырем направлениям

Пятилетний план дорожной деятельности коррелируется с другими документами, регламентирующими развитие транспортного комплекса страны, в том числе с нацпроектом "Безопасные качественные дороги" и его составной частью - федеральным проектом "Развитие федеральной магистральной сети", Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также с планами по совершенствованию международных транспортных коридоров "Север - Юг" и "Восток - Запад". Последние особо актуальны, учитывая разворот на Восток и перспективы сотрудничества со странами Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и др.

"Геополитические условия диктуют изменение логистических цепочек и переориентацию на южное и восточное направления, - подчеркивает Марат Хуснуллин. - Поэтому крупнейшие дорожные проекты связаны с маршрутом "Россия" от Санкт-Петербурга до Владивостока и международным транспортным коридором "Север - Юг".

В частности, МТК "Север - Юг" обеспечивает транзитную связь через Россию Северной и Центральной Европы с государствами Персидского залива и Индией. И, как сообщили в Росавтодоре, пятилетним планом по всей длине и ширине российской части коридора ведомством предусмотрены строительство и реконструкция 9 объектов федерального значения протяженностью почти 194 километра. Реализация мероприятий происходит в шести субъектах Федерации на четырех федеральных трассах, объем финансирования составит около 135 миллиардов рублей. К 2028 году должны быть введены в эксплуатацию все 9 объектов, это в том числе обходы городов Волгоград, Астрахань, Махачкала, Дербент, Хасавюрт.

После реконструкции участок с 212-го по 232-й километр автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург переведен в четырехполосное исполнение. / Пресс-служба Росавтодора

В приоритете также развитие автодорожного маршрута "Россия" (от Санкт-Петербурга до Владивостока). Здесь необходимо сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры, в частности, обеспечение требуемой пропускной способности, для расширения торгово-экономических связей со странами Южной и Юго-Восточной Азии.

В соответствии с пятилетним планом на участке маршрута "Россия" от Казани до Владивостока Росавтодором предусмотрены строительство и реконструкция 34 дорожных объектов федерального значения протяженностью почти 600 километров. К концу пятилетки запланированы к вводу в эксплуатацию 32 объекта (556 километров). Финансирование здесь превысит 343 миллиарда рублей, работа кипит в 11 субъектах страны на 9 федеральных трассах. Среди них: строительство обхода Набережных Челнов и Нижнекамска в Татарстане, Канска в Красноярском крае, Усолья-Сибирского в Иркутской области, а также небольших населенных пунктов в Башкирии, Свердловской и Амурской областях и Приморском и Хабаровском краях.

Развязка близится

Согласно пятилетнему плану, дорожные работы пройдут на федеральной, региональной и межмуниципальной, а также местной сети дорог. Наиболее глобальные преобразования запланированы на федеральных трассах. Например, в Республике Татарстан. В результате реконструкции М-7 "Волга", составной части маршрута Казань - Екатеринбург, на участке от Набережных Челнов до границы с Башкирией не останется пересечений на одном уровне с региональными и местными "автобанами". Здесь строятся и реконструируются 10 развязок и 11 путепроводов. Еще на этом участке удвоится (до четырех) количество полос, появится барьерное ограждение, будут реконструированы 6 мостов и 19 надземных пешеходных переходов.

Мы уже упоминали о строительстве обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. А если подробнее, то проект включает строительство четырехполосной автодороги, 10 мостов, пяти транспортных развязок, 11 путепроводов и т.д. Для обеспечения безопасности на развязках установят электроосвещение и барьерное ограждение. Общая протяженность обхода составит 81 километр.

Почему растет количество ДТП на российских дорогах

В октябре этого года завершились работы по капитальному ремонту участка трассы Р-239 Казань - Оренбург на км 11 - км 14: южный въезд в Казань стал шестиполосным. Кроме этого, еще на двух участках Р-239 протяженностью около 10 и 7 километров увеличится количество полос с двух до четырех.

Активно ведутся работы и на другом конце нашей страны. В Приморском крае в рамках реконструкции участка км 687 - км 703 на федеральной трассе А-370 "Уссури" возведут две транспортные развязки в разных уровнях, два моста и путепровод через Транссибирскую железнодорожную магистраль. После завершения работ 15-километровый отрезок пути будет соответствовать параметрам IВ категории с четырьмя полосами движения, а встречные транспортные потоки разделит осевое барьерное ограждение. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2025 год.

В Чеченской Республике продолжается строительство третьей очереди обхода Гудермеса. Новый 9-километровый участок будет иметь четыре полосы движения. Объездная дорога позволит вывести транзитный транспорт за пределы города и увеличить пропускную способность участка трассы Р-217 "Кавказ", чей маршрут обеспечивает транспортную связь России со странами Закавказья. Также рабочие возведут три транспортные развязки с тремя путепроводами и эстакадой. Это сооружения на пересечениях с региональной дорогой подъезд к селу Аллерой от трассы "Кавказ" и подъездом к селу Ахмат-Юрт, а также с дорогой Ойсхара - Курчалой - Мескер-Юрт.

Два плюс два - четыре

Расширение федеральных автомобильных дорог - одна из эффективных мер по увеличению пропускной способности, ликвидации заторов и повышению комфорта водителей. Федеральное дорожное агентство продолжает реализацию крупных проектов с переводом проезжей части из двух в четыре полосы. В 2023 году в рамках капитального ремонта расширят с двух до четырех полос 226 километров федеральных трасс, из которых более 115 километров уже введены в эксплуатацию.

Так, в этом году успешно завершен капитальный ремонт участка км 169 - км 179 федеральной трассы Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Беларусь в Ленинградской области. В рамках капремонта в границах региона дорожники впервые расширили проезжую часть этой федеральной трассы с двух до четырех полос движения.

Качественная дорожная сеть дает мультипликативный эффект для экономики страны

В октябре в Республике Дагестан президентом РФ Владимиром Путиным в числе других дорожных объектов открыты два участка федеральной трассы Р-217 "Кавказ" вблизи Махачкалы и Избербаша. После капремонта их также расширили с двух до четырех полос движения, устроили современное дорожное покрытие, способное выдержать высокие транспортные и климатические нагрузки.

Работы по переводу в четырехполосное исполнение завершились и на участке км 212 - км 232 автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург, входящей в состав маршрута Казань - Екатеринбург. Специалисты построили три разворотные петли с электроосвещением и четыре примыкания федеральной трассы к деревням Зобнина и Киселевка, поселку Ключевая, а также устроили осевое парапетное ограждение и отремонтировали две автобусные остановки. Работы велись без выходных в круглосуточном режиме.

Если говорить о планах, то некоторые участки на федеральной трассе "Чуйский тракт" между Барнаулом и Бийском в ближайшие два года также прибавят полосности. "Чуйский тракт соответствует нормативным требованиям на основной протяженности, в Алтайском крае этот показатель превышает 85 процентов, но не справляется с пропуском ежегодно увеличивающегося транспортного потока, особенно в туристический сезон", - отметил начальник ФКУ Упрдор "Алтай" Анатолий Волков. Уже разработана проектная документация на увеличение полос с двух до четырех на участках общей протяженностью 14 километров, их планируется включить в программу работ на 2025-2027 годы. Один находится в Зональном районе края, еще два - в Бийском.

Также к 2025 году расширится с двух до четырех полос проезжая часть участка км 0 - км 13 федеральной трассы М-8 "Холмогоры" - это подъезд к Северодвинску. Одновременно проект включает строительство освещенной развязки и строительство подземного пешеходного перехода у поселка Пирсы. Для снижения аварийности и исключения лобовых столкновений встречные транспортные потоки разделят осевым барьерным ограждением.

А в ноябре следующего года планируется ввести в эксплуатацию участок автодороги "Кавказ" на подъезде к Владикавказу. С весны 2023 года там идет капитальный ремонт. Итогом станет увеличение пропускной способности загруженного участка дороги - ежедневный трафик здесь составляет примерно 15 тысяч автомобилей. Четырехполосными станут три километра автодороги при ее общей протяженности 23 километра.

Эффект будет колоссальным

По мнению экспертов, постановка задач инфраструктурного развития на длительную перспективу имеет множество преимуществ. Подрядные организации получают долгосрочные заказы, это позволяет им более четко планировать деятельность и снизить стоимость работ. Отечественной промышленности обеспечивается гарантированный спрос на технику и стройматериалы. Как следствие появляется возможность инвестировать в новые производства, расширять и модернизировать линейку продукции, создавать новые рабочие места.

Почти 11 тысяч километров трасс построено и реконструировано с начала года

И в итоге мы получим не просто хорошие дороги, хотя только это уже само по себе уже замечательно. Крупные инфраструктурные проекты во всем мире являются стимулом для роста экономики, и Россия здесь не исключение. Согласно аналитическому отчету компании Strategy Partners "Тренды автомобильных грузоперевозок в РФ в 2023 г. Перспективы роста", доля автоперевозок на мировом логистическом рынке около 40 процентов, отрыв от ближайшего "преследователя" - морского транспорта - составляет восемь процентов. В России, по некоторым оценкам, этот показатель еще выше, при этом рынок автоперевозок ежегодно увеличивается на 5-8 процентов. Драйверами здесь выступают ежегодный рост оборота сетевой розничной торговли на уровне, процветание e-commerce, экспансия торговых сетей в регионы. Соответственно, автодороги остаются для нашей страны главными транспортными артериями, обеспечивающими движение товаров между регионами. "Качественная дорожная сеть дает мультипликативный эффект для экономики страны, - говорит Денис Алексеев. - Здесь и снижение смертности на дорогах, и улучшение транспортной доступности, и расширение экономических связей между регионами благодаря более совершенной "бесшовной" логистике грузоперевозок. Также повышается мобильность населения, появляются новые рабочие места благодаря развитию малого и среднего бизнеса - качественный придорожный сервис сейчас всё более востребован. Развитая транспортная наземная сеть способствует и росту внутреннего туризма, который в последние годы набирает все большую популярность, а это опять же благотворно влияет на экономические показатели регионов".

Дороги