14.11.2023 03:00
Авто

Импортозамещение техники и материалов в дорожном строительстве набирает обороты

Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Дороги России №257 (9202)
На 22 процента за девять месяцев 2023 года по сравнению с прошлогодним показателем увеличился в России выпуск дорожно-строительной техники (ДСТ), в денежном выражении составив 65,2 миллиарда рублей. По данным портала "Росспецмаш-Стат", в частности, поставки на внутренний рынок дорожных катков выросли на 22 процента, а экскаваторов - на 99 процентов.
Правильно подобранная асфальтобетонная смесь и строгое соблюдение технологии дорожных работ гарантируют трассам длительный срок эксплуатации. / Пресс-служба Росавтодора
Читать на сайте RG.RU

По мнению экспертов, подъем отечественного машиностроения вызван в том числе высокими темпами дорожного строительства в ходе реализации масштабных инфраструктурных проектов. Ведь только у подразделений Росавтодора потребности в ДСТ составляют 28 тысяч единиц.

Действительно, нацпроект "Безопасные качественные дороги", пятилетний план дорожной деятельности и другие программные документы ставят дорожникам масштабные задачи по строительству, ремонту и капремонту автотрасс. Причем в условиях игнорирования бывших зарубежных партнеров выполнить их предстоит своими силами, опираясь исключительно на отечественную технику, технологии и материалы. Конечно, ранее приобретенные зарубежные машины будут использоваться в работах до истечения срока службы, но уже сейчас, по данным ФАУ "РОСДОРНИИ", доля техники от российских производителей в общем парке превысила половину и составляет 53 процента. У подразделений Росавтодора с производителями ДСТ налажено плодотворное сотрудничество.

Отдельные образцы проходят своеобразный тест-драйв на действующих объектах, и, если необходимо, затем дорабатываются заводами-изготовителями с учетом всех замечаний.

"Сейчас уже можно уверенно говорить о возрождении отечественного машиностроения в отрасли. В нашей стране есть производители, выпускающие технику, которая вызывает интерес у дорожных организаций. Безусловно, переход от использования импортных машин к закупке российских брендов не произойдет мгновенно, но этот процесс уже идет", - отмечает замруководителя Росавтодора Олег Ступников. И убедиться в этом смогли все, кто посетил этой осенью "СТРОЙДОРЭКСПО-2023" в Новочебоксарске и выставку дорожно-строительной техники в Грозном, приуроченную к Всероссийскому съезду работников дорожного хозяйства "Дорога 2023". На этих форумах был представлен целый ряд отечественных машин и агрегатов, уже работающих на дорожных объектах и перспективных к использованию. Например, в Грозном можно было ознакомиться с работой робота-регулировщика, который поможет обеспечить безопасность на ремонтном участке дороги и повысить бдительность водителей.

"Автодор" нанес специальную разметку на скоростные трассы

Подразделения Росавтодора претворяют в жизнь проекты импортозамещения с применением отечественной техники, где она себя достойно проявляет. Так, в Башкирии стартовал "пилот" по использованию исключительно отечественной техники на стадиях производства и укладки асфальтобетонной смеси на одном из участков строящегося 65-километрового обхода нескольких населенных пунктов на трассе М-7 "Волга" - в перспективе этот обход войдет в состав магистрали М-12 "Восток". Асфальтобетонная смесь производится недалеко от места дорожных работ и доставляется на участок отечественными самосвалами. Для укладки смеси применяются отечественные асфальтоукладчик и дорожные катки. "Здесь на одном объекте обкатывается вся производственная цепочка - от выпуска асфальтобетонной смеси до технологии укладки с применением звена отечественных дорожных машин. Подрядные организации самостоятельно испытают новую технику на строительстве важного участка новой трассы и смогут убедиться, что отечественный производитель не уступает зарубежным", - подчеркнул руководитель Росавтодора Роман Новиков.

А с учетом того что нагрузка на дорожную сеть увеличивается с каждым годом, не менее остро перед дорожниками встает вопрос об улучшении качества дорожного покрытия. В 2022 году в Росавтодоре был создан комитет по инновациям, участники которого рассматривают предложения по внедрению новых технологий и материалов на дорожных объектах и анализируют результаты их опытного применения.

Благодаря такой регулярной работе расширяется линейка перспективных битумопроизводных материалов, все большее распространение получают современные технологии стабилизации грунтов и укрепления слоев дорожных одежд, холодного ресайклинга и многие другие. Участки с инновационным покрытием контролируются в режиме нон-стоп, что позволяет своевременно выявлять дефекты, определять причины их появления и дорабатывать составы смесей. А в итоге - получить высококачественный материал, соответствующий современным транспортным нагрузкам и требованиям к дорожному полотну. Только в прошлом году испытательно-исследовательская лаборатория РОСДОРНИИ провела анализ около 500 составов асфальтобетонных смесей в регионах нашей страны.

Подразделения Росавтодора претворяют в жизнь проекты импортозамещения с применением отечественной техники, где она себя достойно проявляет

А первая в России передвижная лаборатория "Эскандор", также разработанная по заказу этого научного учреждения, в ходе опытной эксплуатации провела безостановочную диагностику (на скорости около 80 км/ч) более трех тысяч километров в пяти пилотных регионах: Мурманской, Курской, Ростовской и Оренбургской областях и в Татарстане.

Продолжают дорожники исследования и сверхпрочных фибробетонов - бетон с армирующим фиброволокном перспективен для использования в мостостроении, поскольку облегчает конструкцию и делает ее более стойкой к вибрациям. Но отсутствие нормативной базы сдерживает широкое применение этого материала, и Росавтодор сейчас плотно занимается разработкой необходимой документации.

Также в фокусе внимания - установление необходимых требований к несущим элементам мостовых конструкций из клееной древесины, исследование вантовых систем и испытания для оценки особенностей работы подферменников, наиболее высоконагруженных элементов моста.

Кто и как делает дорожную разметку

К примеру, исследование деревянных клееных конструкций позволит повысить их долговечность и масштабировать применение технологии, что поможет производителям и регионам - поставщикам материалов, а также будет способствовать сокращению сроков строительства пешеходных переходов и малых мостов. В свою очередь разработка национального стандарта по материалам и полуфабрикатам для вантовых систем обусловлена увеличивающейся востребованностью этих типов конструкций в мостостроении и необходимостью импортозамещения. Завершить разработку национального ГОСТа планируется к концу 2024 года.

Ожидаемый результат - внедрение новых и более рациональное использование существующих материалов, современные подходы к проектированию благодаря обновлению нормативной базы.

Дороги