Однако это разрешенный рост тарифов в среднем по региону. В одном городе региона плата может быть выше, в другом - ниже этого значения, если соблюдается среднестатистический по региону "порог".
Одновременно власти утвердили, на сколько может отклоняться величина подорожания в отдельных муниципалитетах. И за счет этого плата за коммунальные услуги может вырасти у некоторых жителей гораздо существеннее. Так, в Дагестане общее подорожание по региону - 10,8%, однако допускается отклонение платы в отдельных городах еще на 10,8%. Итого в одном из городов плата может вырасти на 21,6%, а в другом - не измениться вовсе. Та же ситуация в Смоленской области - 10% подорожание по региону и еще 9,8% - в отдельных муниципалитетах.
Индексы для разных регионов иногда существенно отличаются, но нужно учитывать, что и тарифы на коммунальные услуги могут быть разными, говорит руководитель проекта Фонда "Институт экономики города" Игорь Колесников. Повышение на 10% в регионе с низкими тарифами в пересчете на рубли может оказаться ниже, чем повышение на 4% в регионе, где тарифы высокие.
В 2025-2028 годах, как указано в постановлении, "порог" по регионам будет рассчитываться с учетом индекса потребительских цен, стоимости энергоресурсов, а также прогноза социально-экономического развития региона. В этой формуле нет ничего нового, заверяет Колесников. Между тем, в нее, по мнению эксперта, можно было бы добавить и другие критерии - например, учитывать, сколько в регионе семей, получающих субсидии на оплату коммунальных услуг, что свидетельствует об уровне доходов населения.
Кстати, индексами регулируется плата только за коммунальные услуги (электроэнергию, водоснабжение, газоснабжение и т.п.). Они не влияют на изменение тарифов за содержание и ремонт жилья, капремонт и т.п.
Предельный индекс - один из инструментов контроля за тарифными решениями, принимаемыми органами власти регионов, и защиты граждан от необоснованных изменений платы за коммунальные услуги, отмечает пресс-служба Минстроя. Соблюдение установленных значений индексов и допустимых отклонений контролирует Федеральная антимонопольная служба. В случае выявления нарушения выдается предписание о его устранении.
"За последние годы рост стоимости коммунальных услуг складывался ниже уровня инфляции", - отметили в ведомстве.
Для жителей предусмотрены меры социальной поддержки, напомнили в Минстрое - субсидии и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидия предоставляется любой семье, если ее расходы на квартплату превышают 22% дохода (в ряде регионов эта планка ниже).
Компенсации положены ряду льготников. По всей России это, например, многодетные семьи, пенсионеры, ветераны, участники боевых действий. Регионы могут устанавливать эту льготу и для других категорий.
"У региональных властей есть все необходимые инструменты, чтобы, с одной стороны, обеспечить для предприятий ЖКХ необходимую доходную базу для нормального существования и развития, что невозможно без экономически обоснованного повышения тарифов, а с другой стороны, защитить граждан, нуждающихся в социальной поддержке от возможного роста цен на ЖКУ", - считает член Общественного совета при Минстрое Ольга Сердюк.
Индексы регулирования цен - действенный инструмент, который за последние десять лет реально обуздал тарифы в сфере ЖКХ и позволяет их удерживать на стабильном уровне, говорит эксперт Народного фронта Павел Склянчук. При этом плохое состояние отрасли жизнеобеспечения не позволяет говорить в перспективе о прекращении подорожания ЖКУ. Помимо "средней температуры по больнице" применяется гибкий инструмент отклонений, позволяющий учитывать износ сетей в отдельных регионах и муниципалитетах.
"Если сравнивать с другими годами, то индексы, безусловно, высокие, в районе 10%, - отмечает эксперт. - Если, например, в Хакасии и Чукотке самые низкие в стране индексы - 4%, то все равно с предельными отклонениями все равно получается больше 9%. И так по всем остальным регионам. Важно отметить, что правительство хоть и устанавливает верхнюю планку, но требует от регионов выполнения мероприятий по модернизации коммунальных объектов. Поэтому одновременно с утверждением индексов роста ЖКУ регионам необходимо расширять адресные программы поддержки отдельных категорий населения". Успешной практикой расчетного центра Московской области является банковский кэшбек при оплате онлайн, добавляет Склянчук. Или опыт Тюменской области, где установили 100% компенсацию оплаты коммунальных счетов для семей с доходами на уровне прожиточного минимума на человека.
Напомним, в 2022 году тарифы на коммунальные услуги повышались дважды - в июле и в декабре. Следующее повышение запланировано с интервалом в полтора года - лишь с июля 2024 года.
По данным Росстата, в середине нынешнего года среднее российское домохозяйство тратило на оплату жилищно-коммунальных услуг 10,9% своего дохода. Годом ранее показатель был даже больше - 11%. Домохозяйства из неработающих пенсионеров летом 2023 года тратили на квартплату 15,8% дохода, инвалиды - 14%. У многодетных семей уходило на это 11% дохода, у неполных 11,3, у молодых семей 11,6%.