14.11.2023 14:07
Воронеж

Как правильно составить инвестиционную заявку для банка

Текст:  Екатерина Полежаева (генеральный директор консалтинговой компании Datastata)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №257 (9202)
О том, что для привлечения инвестиций нужно тщательно продумать систему реализации проекта, знает любой предприниматель. Однако для многих остается загадкой, по каким критериям менеджмент банков определяет, поддержать заявку или отклонить.
Читать на сайте RG.RU

Российский инвестиционный рынок находится на стадии становления: прорабатываются вопросы доступности технологий, надежности сбыта и твердости поставок сырья. Еще пару лет назад нельзя было представить проект, в котором сырье могло быть оторвано юридически и коммерчески от переработки. Сейчас же это становится нормальной практикой при правильном структурировании.

Так, недавно в одном из регионов ЦФО рассматривался бизнес-проект, где инициатор не имел собственной сырьевой базы и планировал закупать исходные материалы у сторонней компании. При этом наличие серьезной контрактной обвязки, с четкими правилами и условиями оплаты и штрафов за непоставку, в значительной степени нивелировало данный риск с точки зрения представителей банка. Для долгосрочного кредитования важно, чтобы поставщик был платежеспособен и самодостаточен с точки зрения того самого сырья, а инициатор понимал, где и как он будет его монетизировать.

Примером уже реализованной по такой схеме бизнес-идеи может стать проект из Узбекистана, кредитуемый международными финансовыми институтами. Там была обеспечена твердая контрактная обвязка, не позволяющая поставщику сырья выйти из игры, отвертеться без серьезных последствий для себя. На старте в 2017 году компания состояла из одного небольшого цеха в маленьком городе, а сегодня это крупнейший производитель упаковочных материалов на постсоветском пространстве.

Формально "банкабильность" проекта - это комплекс свойств, отвечающих базовым требованиям банка и регулятора. Если же спросить банкира, какие требования он выдвинет для принятия инвестиционного решения, то ответ будет более предметным и развернутым, так как каждая заявка - это отдельная комплексная история.

Прежде всего банк сосредоточился бы на анализе рынка. Каковы емкость и маржинальность того сектора, в рамках которого планируется работать? Насколько он динамично развивается? Сможет ли проект найти себя в нем?

Второй важный этап - анализ самой бизнес-структуры: достаточность сырьевого обеспечения, надежность поставщиков, доступность сырья.

Третий этап - анализ доступности и надежности технологий. Ведь брать на себя риски их апробации коммерческие банки, как правило, не готовы.

Ни один проект, даже самый интересный, не может быть "банкабилен", если в нем уязвим хотя бы один из этих элементов. А сегодня, к сожалению, на рынке очень много проектов, в которых первый и второй этапы анализа проработаны достаточно глубоко, а третий в условиях санкционных ограничений проседает. Без доступа к надежным технологиям вкладываться в реализацию идеи, к сожалению, нет смысла.

Если проект "банкабилен", то главное для его инициатора - не медлить. Конкуренция в большинстве секторов экономики настолько высока, что новые идеи реализуются молниеносно. Необходимо хорошо упаковать проект: подготовить все необходимые расчеты, провести маркетинговое исследование, изучить конкурентов, рассчитать финансовую модель. С особым вниманием следует отнестись и к стандартам представления проекта в банк: выяснить требуемый пакет экспертиз, провести кулуарные беседы, подготовить список возможных вопросов и ответов.

В этом процессе есть нюансы, на которые нужно обратить внимание.

Во-первых, инвестиции должны быть логичным продолжением действующего бизнеса, дополнять и развивать его. Пример успешного проекта из практики: компании, имеющей колоссальный опыт в оптовой торговле натуральным камнем, на одной из выставок предложили технологию производства более дешевого искусственного камня, который по своим визуальным и качественным характеристикам ничем не уступает натуральному. В организации проработали маркетинговую часть, изучили доступность сырья в России, подготовили стратегию продаж и привлекли инвестора на проект с готовым рынком и крупнейшим игроком на нем. Главный ответ на заковыристые вопросы банкиров в ходе ключевых встреч был очень простым: сейчас мы покупаем за рубль, продаем за три, а будем производить сами из отечественных материалов с вдвое меньшей себестоимостью.

Во-вторых, можно и нужно использовать меры государственной поддержки. В России действуют программы льготного кредитования, есть специальные фонды, которые открыты к новым проектным инициативам, и площадки для реализации проектов на выгодных условиях. На таких территориях есть все, что нужно, - от электричества и воды до различных льгот. Конечно, расположение в подобных особых зонах увеличивает "банкабильность" проекта.

В-третьих, важно детально прорабатывать все нюансы реализации идеи, не тянуть с заявкой в банк и не отчаиваться из-за отказа одного кредитного учреждения. Даже в самых крупных банках на одного и того же клиента могут смотреть по-разному, это порой зависит от мотивации конкретного клиентского менеджера. Если вы нацелены достичь успеха, не стоит опускать руки.

Воронеж