14.11.2023 23:15
Экономика

В 2024 году на МЦК запустят беспилотные "Ласточки"

Текст:  Ирина Огилько
Российская газета - Столичный выпуск: №258 (9203)
За семь лет работы Московского центрального кольца поезда совершили 945 миллионов поездок. Они могли бы совершить и больше, если бы курсировали чаще. Но, по мнению специалистов, это возможно сделать, лишь внедрив автоматическое управление составами или, проще говоря, запустив "беспилотники". Испытания таких поездов уже ведутся.
Читать на сайте RG.RU

Первую беспилотную "Ласточку" в столице презентовали еще в 2019 году. С тех пор в ежедневном режиме идут работы по совершенствованию системы. Занимаются этим специалисты НИИ информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС). Внешне беспилотный поезд - обычная "Ласточка" с привычной кабиной машиниста. Однако к имеющемуся оборудованию в кабине добавлены оптические камеры. Инфракрасные объективы распознают картинку при любой погоде.

Лазерные и ультразвуковые датчики оценивают все внешние факторы. Как говорит заместитель гендиректора НИИАС Павел Попов, за основу были взяты данные по реакции машиниста. Машинист видит пешехода днем на расстоянии 600-800 метров. Если пешеход лежит - его видно за 200 метров. На основе этого разработали технические требования к оборудованию. В результате встроенные датчики видят лучше, чем живой человек: техника замечает пешехода на рельсах днем на расстоянии километра и за полкилометра ночью.

Пассажиров тестовые составы пока не возят, сейчас в кабине пока сидят машинисты и инженеры

"Приборы могут заметить малейший дефект рельса или обрыв провода, посторонние предметы на рельсах", - уточняет Попов. Обучают аппаратуру распознавать временные знаки, ручные сигналы и прочее. Как уточняют "РГ" в пресс-службе, все технические решения - отечественные. Но техника не предоставлена сама себе, за действиями автоматики следит машинист-оператор, находящийся в Центре дистанционного контроля и управления движением поездов. Получая данные в режиме онлайн, такой специалист может вести два и более составов. Основная его задача - контролировать действия автоматики, а при нештатной ситуации включиться и вести поезд дистанционно.

Пассажиров тестовые составы пока не возят, сейчас в кабине пока сидят машинисты и инженеры. С пассажирами такие составы в тестовом режиме пойдут в 2024 году. Интервал движения на МЦК к этому моменту планируется сократить с четырех до трех минут, что уже кратно позволит увеличить пассажиропоток.

На форуме в Москве обсудили приоритеты развития общественного транспорта в России

В будущем беспилотными будут не только "Ласточки". РЖД ведет работу по созданию нового отечественного состава, специально под МЦК. На его разработку, как ожидается, уйдет около двух лет.

Как уверен научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин, запуск беспилотных поездов на МЦК - отличный эксперимент в системе Московского транспорта. "Трасса обособлена, движется по кругу, никаких пересечений с другими видами транспорта нет, а значит, к минимуму сведены риски для пассажиров, - рассказывает "РГ" Михаил Блинкин. - Но если этот опыт расширять, надо понять, насколько это выгодно для компании и экономики города в целом. Не приведет ли такое сокращение сотрудников к вынужденной безработице?"

Общественный транспорт Москва