14.11.2023 16:22
Общество

Чем отличаются современные благотворители от меценатов прошлых веков

Текст:  Ирина Никитина (Тюмень)
Российская газета - Неделя - Урал: №259 (9204)
Поле, в которое попадает меценатство, непременно должно регулироваться определенными правилами, но закона, позволяющего поддерживать бизнес в его стремлении помогать, в регионе нет. Эту резонную мысль высказала директор Благотворительного фонда развития города Тюмени Вера Барова на встрече, посвященной первым почетным гражданам Тюмени, которые жертвовали для земляков свои душевные и финансовые ресурсы.
Тюменцы чтут вклад в развитие города Андрея Текутьева. 12 августа 2008 года на Текутьевском бульваре открыли знаменитому купцу и городскому голове памятник, созданный скульптором Андреем Антоновым. / Валерий Бычков
Читать на сайте RG.RU

- Поэтому мы нещадно эксплуатируем возможности людей, - заключила эксперт научно-образовательных чтений, затеянных аграрным университетом и гордумой. И добавила: - Андрей Иванович Текутьев, купец, городской голова и бескорыстный жертвователь, когда-то отозвал свое решение о дарах для Тюмени, после того как ему запретили открыть питейное заведение на оживленной улице.

- Ресурс альтруизма есть в каждом, но в благотворительности нужен системный подход: не шумные разовые акции, а выработка стиля поведения и следование ему. И важно вести открытый общественный диалог, объяснять, показывать, как охватить нуждающихся, - подытожила Вера Барова.

Фонд вместе с учеными даже разработал методическое пособие по развитию меценатства в деятельности ресурсных центров поддержки социально ориентированных НКО и провел исследование местной филантропии при участии 120 представителей крупного, среднего и малого бизнеса и 15 НКО. Как рассказала доцент кафедры маркетинга и муниципального управления индустриального университета кандидат социологических наук Алена Попкова, и предпринимателям, и общественникам все же важно чувствовать себя помощниками. Притом первые больше желают вкладываться в поддержку граждан в трудной жизненной ситуации, а вторые - в развитие культуры и искусства. В поле зрения обоих сообществ - молодежные проекты, охрана окружающей среды, защита животных, пропаганда здорового образа жизни. Кроме того, бизнесу интересно укрепление межнационального согласия и общественной дипломатии, а вот НКО воздерживаются.

Наиболее распространенная форма - передача своей продукции и товаров, оказание услуг без оплаты или по льготным расценкам. Давать живые деньги мало кто готов. Многие предпочитают участвовать в традиционных проектах, проверенных временем, допустим, в сборе зимних вещей, предметов первой необходимости, школьных портфелей.

Как в конце XIX века в Российской империи организовывали отдых для детей

- Бизнесу следует активнее включаться в разработку понятных благотворительных программ, а не ждать тех, что ему когда-нибудь понравятся, - считает Алена Попкова.

Тут можно философски заметить: какие времена - такое и меценатство. Впрочем, времена всегда одинаково непростые. На этом фоне фигуры прошлых веков и правда выглядят мощно. Заслуженно они становились мэрами по нескольку раз! Про Текутьева уже упоминали, и все же… Тюмени он оставил больницу, сад, Потаскуйское приходское училище, театр, Пушкинскую библиотеку, сиропитательное заведение, лесопилку, земляной вал для предотвращения наводнений, паровую машину для электрического освещения, скотобойню, пожарное депо с домом для работников. Родным Боркам - училище и храм. Содержал хор Спасского храма, поддерживал строительство железной дороги от Тюмени до Омска. Ведущий научный сотрудник Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН Алексей Конев восхищается талантом деревенского мальчишки: начинал подручным в хлеботорговой лавке, а стал богатейшим жителем города, трижды избираемым градоначальником.

Степан Колокольников, заметила специалист музея истории архитектуры и строительства Тюменского края Елена Проскурякова, передал Тюмени самое красивое здание начала XX века, притом единственное с системой парового отопления и вентиляцией. Речь о коммерческом училище в виде дворца по проекту архитекторов Рерберга и Олтаржевского. Его фасад до сих пор на открытках и календарях. Что поделать - визитная карточка! Учебное заведение, открывшееся накануне революции, запомнилось прогрессивными начинаниями: ученики проходили практику на кожевенном, кирпичном, чугунолитейном заводах, подрабатывали бухгалтерами и приказчиками. За бедных платили, одевали через общество вспомоществования сами Колокольниковы. Степан Иванович за большие труды получил золотую медаль "За усердие" на Станиславской ленте. Сейчас во дворце учатся студенты строительного института.

В Тюмени перезахоронили останки знаменитого мецената XIX-XX веков Текутьева

Лекарь по призванию Павел Никольский, последний из восьми тюменцев, названных почетными гражданами до 1917 года, - вообще уникум! Он организовывал бесплатные столовые, госпитали, училище, в голодные времена спас горожан, найдя в нужном количестве продовольственное зерно, отсыпал дамбу в Заречной части, нашел трубы для строительства первого водопровода, буквально решившись на шантаж руководства Каменского завода: "Пока не подпишете контракт, не уйду!" Совсем невероятный факт: добился открытия при пересыльной тюрьме больницы и, будучи мэром, работал в ней врачом, а до своей кончины возглавлял еще и первую городскую больницу, рассказала доцент кафедры философии и истории медуниверситета Елена Турова.

Да, все меценаты - люди небедные, а некоторые очень зажиточные. Дело в другом. Тот, кто не отрывает со скрипом копейку от сердца, а отдает с радостью, обязательно прирастет если не состоянием, то душевным здоровьем. Недаром среди сотрудников фонда в ходу такая фраза: благотворительность - счастливая смесь радостного благотворителя и благодарного благополучателя. Принимать тоже надо уметь!

Тюмень История