Без стекла невозможно представить наш быт. А много ли мы о нем знаем? Например...
- В стеклянных емкостях лучше всего хранить продукты - стекло не изменяет свойства содержимого.
- Стекло может перерабатываться бесконечно, не теряя своего качества.
- Когда стекло разбивается, трещины распространяются со скоростью до 5000 км в час.
- Для разложения стекла требуется более 1 миллиона лет.
- Стеклянный шар отскакивает выше, чем резиновый.
- Если в стакан налить горячую воду, то он скорее разобьется, если изготовлен из толстого стекла, чем если из тонкого.
- Современная бутылка потеряла в весе за последние 20 лет около 40%.
Особенные свойства стекла породили ряд фобий, которые называют гиалофобией. Люди могут боятся проглотить кусочек стекла или подходить к окнам, не говоря уже о том, чтобы пройтись по стеклянной лестнице. Некоторые даже боятся смотреть сквозь стекло - так ужасна его прозрачность.
Но сегодня более подробно мы поговорим о самом загадочном и удивительном произведении на основе стекла - зеркале.
Первые зеркала появились в бронзовом веке. Это были диски с полировкой на одной стороне. Ухаживать за бронзой было сложно, да и изображение оставляло желать лучшего. Но ими пользовались почти 5 тысяч лет.
В первой половине XIII века европейцы научились выдувать стеклянные сосуды. А в 1279 году итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.
Венецианцы выдували большой стеклянный шар. В него вливали расплавленное олово. Когда металл остывал, шар разбивали. Осколки обтачивали. Кусочек зеркала был вогнутым. Отражение в таких кусках искривлялось, и все же это было лучше, чем отполированная пластина металла. И сразу вслед появились всяческие мифы о дурных и кошмарных зеркалах. В Средние века женщину могли обвинить в колдовстве, если среди ее вещей был найден этот предмет. Люди испытывали страх перед зеркалами, считавшимися вратами в потусторонний мир.
Стекольное производство из соображений пожарной безопасности было размещено на острове Мурано. Остров находится в укромной лагуне. Мастеров переселили туда, и они стали почетными пленниками. Здесь было проще хранить секреты.
Мастера редко имели возможность путешествовать. Если изредка случалось удалиться с Мурано, брали в заложники их семьи.
В начале XVI века мастера Андреа и Доменико разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла. Половинки раскатали на медной столешнице. Получилось зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. В отличие от осколков шара оно ничего не искажало. Стали применять амальгамы - жидкие сплавы ртути с другими металлами. Они служили для создания отражающего слоя на стекле. Кстати, ртуть тогда не считали опасной. Ее называли "живым серебром" и применяли в качестве лекарственного средства.
Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство зеркал. Их отличало высочайшее качество. Стоимость одного зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы. Рамы для них были тоже произведением искусства. Однажды французская королева Анна Австрийская появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от нее исходило поистине царственное сияние. Стоило такое платье баснословных денег.
В конце концов французский министр финансов через доверенных лиц смог подкупить венецианских мастеров. Под покровом ночи их вывезли во Францию. Вскоре от отравления умер лучший и самый опытный из них. Через две недели - второй. Венеция смогла добиться возвращения мастеров. Но к тому времени французы уже знали все тайны. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, а литьем. Цены на зеркала стали снижаться.
Революцию в производстве зеркал произвел немецкий химик Юстус фон Либих. В 1835 году он начал применять серебро для серебрения зеркал.
На Руси зеркала появились значительно позже. Практически сразу Церковь объявила зеркала бесовской вещицей. Табу на зеркала было снято лишь в XVII веке. А первое зеркальное производство в России появилось при Петре I.