К счастью, в России много тех, кто откликается на призывы фондов спасти больного человека. По данным социологов, благотворительностью в той или иной степени занимается 49 процентов россиян. Понятно, что это не только тайные миллиардеры. Даже небольшая помощь, умноженная на масштабы страны, может сделать чудо.
Например, открытка с рисунком больного ребенка, предлагаемая в поезде РЖД. Сама несколько раз такие покупала. Но, как рассказывает Фаина Захарова, президент благотворительного фонда спасения тяжелобольных детей "Линия жизни", лауреат Госпремии России за выдающиеся достижения в области благотворительности, за шесть лет на открытках фонд собрал 341 миллион рублей!
Впрочем, и обманщики от благотворительности не дремлют. "Чем грустнее ребенок на фото, тем большая вероятность "засады", - говорит Захарова.
По ее мнению, не стоит всех подозревать в мошенничестве, но даже если запрос на сбор поступает от известного фонда, его нужно проверить, "не бросаться тут же переводить деньги, а уделить этому немного времени и разобраться, кто же просит деньги и на что".
Сбор денег стал очень некрасивым бизнесом. Поэтому тем, кто хочет, чтобы его помощь приносила реальную пользу, эксперт советует сначала определиться, кому они хотят помогать: детям, старикам, бездомным животным и т.д. Затем найти профильный фонд или организацию и работать с ними.
"Однако есть и другой христианский подход. Если эмоционально хочется помочь, то просто помогаешь, даже если потом окажется, что это были мошенники. Ты свое дал, перед Богом задачу выполнил, а грех пусть будет на тех людях, которые воспользовались твоей добротой", - убеждена Фаина Захарова.
Комментируя для "РГ" недавно внесенный в Госдуму законопроект, которым хотят обязать журналистов проводить специальную проверку просьб о благотворительности, глава фонда "Линия жизни" подчеркнула, что тема эта требует пристального внимания специалистов и поделилась своим опытом:
- У нас нет такой практики, чтобы к нам мама обратилась с просьбой о помощи, а мы потом со службой безопасности стали выяснять, что это правда, что нужна помощь или нет. Сейчас наша стратегия такова: мы получаем запрос о помощи от больниц, и они за подписью главврача, который является материально ответственным лицом, пишут нам письмо с обоснованием, почему они к нам обращаются.
Это во многом снимает проблемы мошенничества и даже недобросовестного отношения со стороны родителей. Со всем этим мы сталкиваемся. Наш фонд занимается новейшими технологиями в области детской онкологии. И мы поддерживаем эти технологии до тех пор, пока не включилось государство. Мы берем новую тему, проходит два-два с половиной года, государство подключается, выделяет средства, и тогда мы переключаемся на новую тему. И мы точно знаем, что нет двойного финансирования или мошенничества.
Будущий 2024 год объявлен в России и СНГ годом "Волонтерских движений". Добровольцы из разных стран будут обмениваться опытом и принимать участие в благотворительных проектах.