Ученые Уральского федерального университета сравнили показатели более 1300 промышленных предприятий России, чтобы понять, как влияет научно-технический прогресс, а именно различные типы инноваций и их комбинации, а также обучение кадров на экспортную активность компаний. В исследовании участвовали фирмы, работающие на рынке в среднем около 13 лет. Среди них были компании с минимальной долей экспорта в продажах 3,1 процента, а максимальное значение достигало 100 процентов. В среднем 10,4 процента фирм использовали иностранные технологии или оборудование. Кроме того, 54 процента предприятий, которые инвестировали в НИОКР, внедряли продуктовые, процессные, маркетинговые и организационно-управленческие инновации, а 37-40 процентов - только один тип. Оценка показала, что комбинация трех типов инноваций более выгодна для фирм, чем внедрение их по отдельности.
Для полноты картины экономисты УрФУ учитывали разные факторы: от индивидуальных характеристик фирм (такие как возраст, принадлежность к крупному объединению, доля штатных сотрудников с высшим образованием, численность квалифицированного производственного персонала, использование иностранной технологии) до внешних факторов деловой среды, включая высокие налоговые ставки, трудности с лицензированием и разрешениями на ведение бизнеса, получение господдержки, низкое качество человеческого капитала и т. п.
Оказалось, что при прочих равных условиях фирмы, внедрявшие совместно продуктовые, маркетинговые и организационные инновации, экспортируют больше других предприятий в среднем на 4,2 процента. В то же время ученые отмечают: комплементарность организационно-управленческих решений с другими инновациями повышает отдачу от инвестиций в НИОКР более чем в два раза в сравнении с внедрением технологических новинок и новых организационных процессов в отдельности. Дефицит высококвалифицированных сотрудников возможно компенсировать обучением персонала, к примеру, специальным компетенциям, необходимым для реализации инновационного проекта.
- Также мы подтвердили гипотезу о положительном влиянии обучения сотрудников на вероятность внедрения всех типов инноваций и, следовательно, на рост экспорта. Для продвижения НИОКР, инноваций и увеличения экспорта на региональном уровне могут быть приняты соответствующие меры для улучшения институтов и деловой среды, развития человеческого капитала и сотрудничества на национальном и международном уровнях. Важное значение имеет подход в государственной политике, направленный на подготовку кадров под конкретные требования и запросы инновационных компаний, - пояснила научный сотрудник лаборатории международной и региональной экономики УрФУ Карина Нагиева.