Пройдут демонстрации, по дорогам проедут автопробеги, в том числе и эвакуаторов, на платформы которых установят остовы разбитых в авариях машин, к дате будут приурочены акции по сдаче донорской крови. Смысл и первоочередная цель всех этих мероприятий в одном: убедить водителей, пассажиров, пешеходов - всех участников дорожного движения без исключения - в невероятной опасности, которую таит дорога. Убедить каждого из нас соблюдать ПДД - это единственное верное решение для обеспечения собственной и своих близких безопасности на проезжей части. И перестать уже стесняться говорить окружающим о необходимости строго следовать букве дорожного закона. Иначе перемен не добиться, а ведь ситуация уже близка к бедствию.
В 2023 году аварийность на российских дорогах уже выросла на 5,1% в сравнении с прошлым годом. За последние 10 месяцев произошло 110 000 аварий, в которых погибло более 11 800, а ранения получили более 137 000 человек, согласно отчетности ГИБДД России. В большинстве случаев причиной ДТП становится невыполнение одним или обоими участниками правил дорожного движения: число столкновений увеличилось на 5% и составило 48,5 тысячи, на 30,9% выросло число опрокидываний, на 11% - наездов на велосипедистов, на 4,2% - наездов на препятствие. Ожидать внезапных перемен за оставшиеся ноябрь и декабрь не стоит: 2023 год стал переломным в худшую сторону, а число столкновений и, как следствие, жертв будет и дальше расти, если срочно не принимать меры.
Федеральные меры, к слову, уже приняты: согласно новому закону, который вступит в силу 1 сентября 2024 года, комплексы фотовидеофиксации на дорогах будут устанавливаться по единому федеральному стандарту. Дорожные камеры, как известно, оказались самым действенным рычагом работы с аварийно опасными участками. Директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики "МВС Груп", оператора подмосковной системы контроля безопасности дорожного движения, Александр Домбровский раскрыл методику работы комплексов: "Как только на аварийно опасном участке дороги появляется камера контроля, так количество нарушений ПДД начинает снижаться день ото дня. Водители очень быстро узнают о новом комплексе и в массе своей просто перестают нарушать: так аварийно опасный участок "гаснет" буквально за две-три недели, после чего еще полгода показатели снижаются. А потом, через 6 месяцев, поток полностью выравнивается и следует по правилам дорожного движения".
Однако в законе есть и серьезные недостатки. Оперативная реакция, способная спасти множество жизней, невозможна. Председатель "Союза пешеходов" Владимир Соколов удивлен отсутствием законодательной возможности заранее установить камеры, как самый актуальный сдерживающий водителей фактор, у школ и детских садов. Более того, эксперт считает, что прописанные в законе 100 метров от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта, ситуацию лишь усугубят: большинство ДТП, около 77%, происходит именно в населенных пунктах, а некоторые деревеньки в России и вовсе не имеют протяженности в 100 метров вдоль дороги. Получается, им защитный инструмент в виде камер не положен по размеру? А ведь абсолютное большинство погибших в ДТП приходится именно на сельские населенные пункты.
Новый закон выведет из обращения около 70% российских дорожных камер, что мгновенно приведет к серьезному росту числа ДТП: 80% столкновений, согласно отчету НЦ БДД, происходит по вине водителей, на которых весьма здраво влияют комплексы фотовидеофиксации. Одно только их наличие снижает давление на педаль газа и кратно повышает тягу к соблюдению ПДД. Убрать последние - и на дорогах начнется хаос из девяностых годов прошлого века. Даже хуже: качество дорожного покрытия, как и скорости современных автомобилей, существенно выросли, так что тяжесть столкновений будет увеличиваться в геометрической прогрессии. А вместе с ней и смертность.
Чтобы Всемирный день памяти жертв ДТП не стал личной траурной датой для множества семей в России, усилия должны приложить все: и государство, как законодатель, и местные госорганы, ответственные за регулирование и состояние дорог, и смежные структуры, в чью зону ответственности попадает проезжая часть, и каждый участник дорожного движения. Ударение на слове "каждый", потому что одно маленькое, казалось бы, незаметное нарушение может полностью перевернуть жизнь множества людей. Разделить на "до" и "после". Причем, перебегая проезжую часть или "немножко" превышая, проскакивая "на красный", пешеходу или автомобилисту стоит помнить: высока вероятность, что ваш дурной пример только что подвел к черте невиновную, еще не успевшую окрепнуть и осознать происходящее жизнь. Стоят ли того сэкономленные секунды?