"Это вы нас спасаете?" - доверительно спрашивает худенькая девочка, держа меня за руку. Она из группы российских детей, которых в середине октября мы вернули на Родину из лагерей для беженцев, расположенных на северо-востоке Сирии, - написала Мария в своем Telegram-канале. - Заметно, что малыши и подростки стали более открытыми и общительными. Рассказывали, как жили в палатках без света, тепла, связи и учились по два часа в день. Жительницы лагерей сами занимались с детьми, но, чтобы времени хватило на всех, разбивали "уроки" на короткие временные отрезки. Все хотят увидеть настоящую школу, а некоторые из ребят постарше уже мечтают о профессии".
Справляться с травмирующим опытом и переживаниями о будущем детям помогали психологи и реабилитологи. Параллельно специалисты по работе с семьями консультировали родных и близких, ставших опекунами, как построить доверительные отношения с ребенком и бережно адаптировать его к жизни в новых условиях.
"Через наш правозащитный институт ведем сопровождение таких семей. В ближайшее время группа моих советников, а также психологи МГППУ и психиатры НМИЦПН им. В.П. Сербского посетят несколько регионов, где живет больше всего возвращенных детей. Пообщаются с теми, кого вернули родственникам еще весной - посмотрят, как проходит адаптация в динамике", - сообщила детский омбудсмен.