Теперь здесь обосновались и знаменитые шукшинские чудики. "Обращение к этому материалу - в первую очередь попытка раскрыть суть русского характера", - говорит режиссер.
Три часа, один антракт и семь рассказов, таков портрет премьеры в цифрах. Называется спектакль по одному из рассказов "Други игрищ и забав" (по нему же был, кстати, снят небольшой художественный фильм в 1981 году). Жанр постановочная команда определила как ретрокомедия.
Встречает зрителя сам Василий Макарович: перед спектаклем на экранах транслируются записи его интервью разных лет, но вот в зале гаснет свет, и на сцене узнаваемый образ воочию. Кожаная куртка, картуз, высокие сапоги... Актер Василий Неверов играет не то чтобы прямо Шукшина, он, скорее, рассказчик, проводник, который ведет нас от одной истории к другой. В каких-то участвует сам, а где-то лишь сторонний наблюдатель, но со своими живыми реакциями, а то и подсказками для персонажей.
Конечно, проза Шукшина - благодатный материал для театра. Спектакли по его произведениям можно увидеть в Театре Наций, в "Табакерке", в Губернском театре, даже спектакль-караоке... А в Театре на Бронной готовят премьеру "Калины красной". И вот что удивительно - шукшинские рассказы у режиссеров от театра к театру почти не повторяются, каждый находит свое звучание, свои темы и акценты.
- Книги Василия Шукшина многим из нас хорошо знакомы еще со студенчества, это тот материал, на котором можно раскрываться и режиссеру, и актерам. Он очень человечный, светлый, по-настоящему русский, - отмечает Сергей Виноградов. - Русский человек ведь очень противоречив. Он может быть открытым и отзывчивым, готовым прийти на помощь. А может быть равнодушным, ленивым, даже жестоким... Интересно поговорить и о том, как меняются люди, утратившие свои корни, как вымываются традиции русской культуры. С каждым годом вопрос сохранения национальной идентичности становится все острее, и мне кажется, в этом и есть актуальность шукшинской прозы.
Визуально "Други игрищ и забав" - это, конечно, ретро (сценография и костюмы - Полина Фадеева и Анна Алямова). Тут и джинсы-клеш на юношах, и коротенькие халатики а-ля "Бриллиантовая рука", и проигрыватели пластинок, и лакированный советский гарнитур... Ностальгический флер притягателен для зрителя.
Что же касается шукшинских героев, стоит оглядеться, их нетрудно найти вокруг и сегодня. Как, например, Михаила Егорова (Александр Хотенов) из рассказа "Привет Сивому!". Заведя, как ему кажется, серьезные отношения с фифой Кэт (Рита Крон), этот "длинный сосредоточенный очкарик" впадает в остолбенение от культа свободной любви, оказывается, Кэт крутит и другие романы, не особенно их скрывая... А ведь он собрался жениться!
Прям и простодушен и "плановик" Чередниченко в исполнении Владимира Зайцева. В южный городок, где он отдыхает, приехал цирк. Увидя циркачку Еву (Виктория Кизко) из Молдавии, потерял голову. Узнал адрес, добился встречи, стал уговаривать уехать с ним. Ева согласилась. Но уж как-то больно легко! И тут целый ураган мыслей, сомнений, противоречивых чувств. Сколь высоких, столь и низких.
- Чередниченко - человек из моего детства, я очень много таких видел, - рассказывает Зайцев. - А потому старался привнести в роль характер, повадки людей той эпохи. Тогда ведь и смотрели, и здоровались совсем по-другому. Вообще у Шукшина нет плохих героев... Да ведь и в жизни так - нет плохих людей, есть обстоятельства, к которым приноравливаются. Главное для меня в этой работе - посыл: люди, любите друг друга, какими бы вы ни были. С любовью придет все.
Любил своих героев, сочувствовал им и сам Шукшин. Как иначе? "Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...".
Почему писатель так ценил жанр рассказа? Потому что в нем, коротком и емком, можно ухватить, зафиксировать настоящую жизнь. Вот и премьера получилась очень живой и трогательной, словно незримо где-то рядом, тут, возле артистов, за кулисами, а может, рядом с нами, зрителями, стоял, прищурившись, и что-то нам нашептывал такой родной и близкий Василий Макарович, "самородок земли русской".