21.11.2023 21:09
Власть

Российские танкисты теперь идут в бой в специальных комбинезонах

Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №264 (9209)
Опыт спецоперации показал, что даже бронетехника нуждается в дополнительной защите. И, конечно, боец на поле боя должен быть защищен индивидуальной броней.
Танкисты теперь идут в бой в специальных комбинезонах, которые защищают их от пуль, осколков и огня. / Министерство обороны РФ
Читать на сайте RG.RU

Первые армейские бронежилеты были достаточно просты по своей конструкции. В безрукавную жилетку вставлялись металлические бронепластины, выдерживавшие попадание автоматных пуль и осколков. Они защищали в основном грудь и спину, но были тяжелыми и имели массу конструктивных недостатков.

Сейчас бронежилеты - это достаточно сложные изделия. Они создаются из высокопрочных защитных тканей. Вставки бывают уже не только из стали, но и алюминиевые, титановые, керамические, композитные, даже из специального полиэтилена.

Истории российских танкистов в рамках СВО глазами военкоров РГ

Современные бронежилеты обеспечивают защиту не только спины и груди, но и плеч, шеи, паха. Как правило, они снабжаются комплектом подсумков открытого и закрытого типа для расположения боекомплекта и других элементов амуниции. Их создатели стараются сделать так, чтобы вес равномерно распределялся по туловищу и умеренно нагружал позвоночник. При этом защитные пластины должны располагаться таким образом, чтобы не сковывать движения и позволять бойцу быть мобильным.

Синтетические материалы российской разработки, из которых шьется основа бронежилетов, признаны лучшими в мире. И это подтверждено многочисленными сравнительными испытаниями отечественных и зарубежных образцов.

Базовым элементом являются тонковолокнистые материалы на основе арамидных и сверхвысокомолекулярных полиэтиленовых волокон. Толщина такого волокна почти в десять раз меньше толщины человеческого волоса. Но чтобы разорвать, к примеру, арамидную нить толщиной всего в один миллиметр, надо приложить усилие в 600 кг. Именно такие волокна составляют основу современных бронежилетов и защитных шлемов.

Минобороны показало сюжет о работе миномета "Василек" в зоне СВО

Кстати, армейские каски тоже претерпели серьезную эволюцию. Сейчас это не тяжелые металлические шлемы, а достаточно легкие защитные конструкции. В частности, отечественный шлем для мотострелков оказался самым легким в мире - весит около килограмма. И при этом он отличается очень хорошими защитными свойствами. В частности, не пробивается пулей из пистолета Макарова, выпущенной буквально в упор. Хорошо держит осколки массой 1 г, летящие со скоростью до 680 м/с.

При создании такого шлема используется уникальная трехслойная технология холодного формования корпуса, которая больше нигде в мире не применяется. Шлем представляет собой своеобразный слоеный "пирог" с начинкой из мягких тканей, которые и оказывают основное останавливающее действие. Общая толщина шлема около 8 мм, а применение более современных материалов и новой технологии позволит, как говорят разработчики, уменьшить его толщину до 4 мм и снизить вес с сохранением всех защитных функций.

Стоит отметить, что разработчики бронежилетов ушли от создания универсальных образцов. Сейчас разрабатываются специализированные модели в зависимости от сферы их применения. Например, бронежилет вертолетчика отличается от бронежилета мотострелка. Даже танкисты, которые защищены толстой броней своих машин, стали получать специальные комбинезоны, защищающие от огня и осколков.

Специальный комбинезон танкиста обеспечивает защиту от поражения осколками массой до 2 грамм, пуль калибром до 9-мм, режущего оружия. Он огнестойкий, выдерживает температуру до 1100 С в течение 15 секунд. Этого времени достаточно для того, чтобы экипаж смог покинуть подбитую и загоревшуюся машину.

С учетом повреждений бронетехники на поле боя выяснилось, что их экипажи и боекомплект требуется защищать не только от огня, но и осколков, которые образуются при пробитии брони. Создатели военной техники пришли к выводу, что защиту боевых машин и кабин армейских грузовиков можно значительно повысить, если обшивать их внутреннее пространство арамидной тканью. Что сейчас и делается.

Армия Минобороны Вооружение России