В ноябре Болгария ввела пошлину за транзит российского газа, которая увеличит его цену, по разным оценкам, на 25-30%. Его конечные получатели - Венгрия и Сербия - с таким подходом категорически не согласны. Впереди весьма вероятны судебные разбирательства, но они проходят небыстро. Рассматриваются разные варианты, вплоть до прекращения поставок газа по этому маршруту. Хотя в ЕС также звучат предложения, что пошлину за транзит должен заплатить "Газпром".
С газом позицию Софии понять проще всего. Страна с апреля 2022 года не покупает его в России (Болгария поторопилась и отказалась платить за газ рублями). Выгоды от транзита не очень велики (в 2021 году около 43 млн евро). Сейчас страна получает азербайджанский трубопроводный газ и сжиженный природный газ (СПГ) из Греции. В Грецию СПГ приходит в основном из США (в 2022 году - 50%), и сейчас эти поставки где-то на 30% дороже трубопроводных. Конкуренцию с соседями никто не отменял.
Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, цены на российский трубопроводный газ в Восточной Европе пытаются подогнать под котировки американского СПГ, чтобы обеспечить последнему конкурентные преимущества. То есть налицо продолжение той же стратегии, которая проводится уже не первое десятилетие и кульминацией которой стали взрывы на "Северных потоках": любыми способами отрезать Европу от дешевого российского газа, чтобы дать дорогу американским "молекулам свободы" и одновременно экономически ослабить Европу - главного конкурента США, считает эксперт.
При этом с юридической точки зрения введение дополнительных сборов идет вразрез с правилами ЕС и соглашениями о транзите между "Газпромом" и "Булгартрансгазом", считает вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников. Также во время строительства вопросы транзита по газопроводу были урегулированы соглашениями с нашей страной. Транзит оплачивается в соответствии с договором, не предусматривающим такие списания, поясняет эксперт.
Но есть еще нефть. Болгария - единственная страна в ЕС, которая продолжала получать морские поставки нефти из России после эмбарго ЕС на ее импорт морскими судами декабря 2022 года. Дело в том, что в болгарском Бургасе расположен крупнейший на Балканах нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), принадлежащий российскому "Лукойлу". Завод обеспечивает топливом Болгарию и соседние страны и дает работу нескольким тысячам человек. Для него в санкциях ЕС было сделано исключение до конца 2024 года. Но сейчас не в ЕС, а в самом болгарском правительстве вовсю продавливается идея заставить НПЗ отказаться от российской нефти максимум с начала следующего года. Для этого предлагается запретить экспорт нефтепродуктов с НПЗ, если они производятся из российской нефти, а это равносильно остановке производства. Конечная цель этих действий особо не скрывается, инициативная группа болгарских товарищей хочет отжать завод у "Лукойла".
По мнению Андрианова, действия болгарских властей по отношению к заводу вполне понятны: это ценный актив, в модернизацию и развитие которого были вложены значительные средства, и теперь настал удобный случай, чтобы прибрать его к рукам. Также власти Германии фактически конфисковали долю "Роснефти" в немецких НПЗ еще в прошлом году, напоминает эксперт.
А как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, у Болгарии есть выход к морю, поэтому страна может заменить российскую нефть поставками из Персидского залива или США. При этом переход на нероссийскую нефть снизит прибыльность НПЗ и может привести к подорожанию нефтепродуктов.
Но возможны и другие выгодоприобретатели. Проблемы с работой НПЗ в Бургасе будут на руку Турции, которая стала одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов в ЕС во многом за счет увеличения импорта нефти и топлива из России. Также мешал НПЗ в Бургасе расширению работы в Центральной и Южной Европе польской Orlen, которую, кстати, иногда называют одним из возможных покупателей болгарского завода.
Как отмечает Андрианов, о бенефициарах действий против российских владельцев НПЗ в Бургасе мы скоро узнаем, и можно не сомневаться, что это будет какая-либо европейская, а возможно, американская корпорация.