Действие пьесы, хоть классик и написал ее в 1905 году, можно смело отнести к вневременным. Даже костюмы артистов вполне могли бы стать частью современного модного показа (Ирина Долгова). Что уж говорить про огромную закрученную конструкцию в стиле хай-тек, напоминающую одновременно молекулу ДНК (поиск особого генетического кода россиян?) и падающую Пизанскую башню. Вокруг и внутри нее происходит жизнь со всеми ее затмениями и озарениями. (художник-постановщик Денис Денисов). Кабинет главного героя Павла Протасова (Герман Загорский) удачно вписался внутрь конструкции, которая время от времени становится кораблем, трибуной-"бронепоездом" и не менее страстным любовным подиумом. А когда герои впадают в оцепенение, конструкция вращается вокруг них, словно, пытаясь придать им ускорение, а заодно и структурируя действие на главы.
В истории академического театра драмы имени Горького, объявившего нынешний год сезоном русской классики, "Дети солнца" ставили дважды. Но этот спектакль совершенно новый, не по мотивам пьесы, а именно горьковский со всеми его вневременными смыслами. Кстати, писал пьесу классик, сидя в каземате Петропавловской крепости.
"Мне было важно с артистами и постановочной группой исследовать феномен стремления человека вверх и те путы и трудности, которые он испытывает в этом стремлении. Какая из сторон победит? Эта пьеса интересна не своими реалиями, а именно в связи с главным вопросом: "дети ли мы солнца и насколько мы отвечаем этой миссии, насколько способны сохранить солнечную составляющую в человеке", - рассказывает режиссер-постановщик Сергей Морозов.
Задача, что и говорить, не из простых, ведь в самой пьесе больше размышлений, чем действий. Но самарцам удалось найти верную сценическую формулу, которая превращает чувства в действия, рождая динамичную историю, в которой даже смех и слезы становятся действием.
Вряд ли стоит пересказывать содержание пьесы, на то она и классика. Важно то, что в ходе спектакля возникает много параллелей, не прямых-упрощенных, а глубоких ассоциаций, которые зритель слой за слоем, через боль и смех, находит в своей собственной душе. А там далеко не только солнце, но и кривые тени с тьмой, ибо одно без другого невозможно. Вот и персонажи на сцене, несмотря на их красоту, явно не делятся на плохих и хороших - одна половина лица светлая, другая темная. Тот же Павел Протасов, пытаясь осчастливить человечество своими химическими открытиями, уделяет жене лишь 10 минут в день. А слесарь Егор, даром что из простых, умелый мастер, но бьет свою жену. И уже не один, а с толпой обезумевших люмпенов врывается он в размеренную жизнь барской усадьбы и крушит все вокруг. Предчувствующая гибель Лиза становится вечной невестой, и, как бы отодвигая боли собственные, все в доме только и твердят о ее болезни. Весельчак ветеринар Чепурной, рассказав последний анекдот, кончает жизнь самоубийством. А влюбленный художник Вагин жаждет красивой жизни, демонстрируя равнодушие к общественным проблемам. Но именно он ближе к финалу, когда его упрекают, как можно рисовать, когда человек погиб, произносит важнейшую, на мой взгляд, фразу: "А вы не дышать не пробовали? Не умеете". Ибо творчество и есть то солнце, которое делает нас творцами мира, пока еще чаще туманного.
Комментарий
Сергей Филиппов,
директор Самарского академического театра драмы им. Горького:
- Новый сезон мы встретили в обновленном здании. Благодаря бюджетной субсидии и частично за счет собственных средств отремонтировали всю зрительскую часть, за исключением зала, который привели в порядок раньше. Отремонтировали крышу не только на фасадных башенках здания - это его лицо, но и на всех аварийных участках, иначе любой ремонт внутри становится бессмысленным. Полностью модернизировали малый зал театра, вдвое увеличив его вместимость. Благодаря бюджетному финансированию будет завершен проект реконструкции здания театра, являющегося памятником культуры. Будущей весной он должен получить заключение госэкспертизы.