На первый взгляд, былой ажиотаж вокруг этих совещаний угас, а их итоги выглядят бледной тенью заявлений, которые звучали ранее, когда едва ли не на каждом "Рамштайне" принимались решения о передаче ВСУ все новых видов западной техники в крупных объемах. Налицо перестройка и объемов, и целей поддержки Украины.
В прошлом году США взяли на себя роль локомотива поставок вооружений для ВСУ, своим примером определяя работу "Рамштайна". Значительная часть западной помощи шла на срочные нужды, а самые крупные партии вооружений были призваны обеспечить решающий прорыв ВСУ уже в текущем году. Сейчас и западные, и украинские политики признают, что их фантазия о нанесении поражения России не материализовалась и предпосылок к тому не имеется. Неудачи ВСУ диктуют странам НАТО и их украинским подопечным необходимость выделения принципиально иного уровня ресурсов для новой попытки добиться своих целей. Но политической воли на это в западных столицах сейчас не просматривается.
Так, конгресс США в последний раз выделял президенту Джо Байдену деньги на Украину еще в прошлом году, а новый запрос откровенно буксует. Газета Politico отмечает, что сторонники Украины в Вашингтоне попытаются в ближайшее время провести через конгресс президентский запрос на 106 миллиардов долларов, из которых 61 миллиард предназначен Киеву. Однако, как указывает издание, есть большие сомнения, что документ одобрит палата представителей, контролируемая республиканцами, примерно половина которых скептично настроена к поддержке Украины. Их спикер Майк Джонсон ранее отказался поддержать этот запрос, давая понять, что хочет увязать новые деньги для Украины с дополнительным финансированием на охрану южной границы США. А это может оказаться неприемлемым уже для демократов. Динамика соцопросов тоже указывает на то, что курс Белого дома помогать Украине "столько, сколько потребуется" пользуется все меньшей поддержкой в обществе. По данным агентства Associated Press, 45 процентов американцев считают, что Вашингтон слишком много тратит на поддержку Киева, а еще 38 процентов называют текущий уровень достаточным. Желающие больших вливаний в Украину в абсолютном меньшинстве.
Поэтому шансы Киева получить крупные партии американской помощи в обозримой перспективе невелики, если только не произойдет некоего радикального сдвига, например, в ходе боевых действий.
Все это нередко трактуется СМИ и экспертами как признаки того, что скоро Запад бросит Украину как отработанный материал. Но такие прогнозы выглядят спорными. Речь скорее о вынужденном пересмотре планов и смещении акцентов на более долгосрочную перспективу.
Одно из направлений, обозначенных в ходе семнадцатого "Рамштайна" главой Пентагона Ллойдом Остином, - это формирование разного типа коалиций по развитию ВСУ, в которых более заметную роль будут играть европейские страны НАТО. В частности, создана коалиция по развитию противовоздушной обороны Украины, которую возглавят Германия и Франция. Ранее была создана истребительная коалиция, цель которой - обеспечить интеграцию американских истребителей F-16 в состав ВСУ. В ней запевалами выступают Бельгия, Великобритания, Дания и Нидерланды. Остин заявил, что ждет планов по созданию новых коалиций такого типа.
Еще одно направление - разгон мощностей натовского военно-промышленного комплекса, который на данном этапе оказался не готов к длительному и масштабному конфликту высокой интенсивности, что, например, проявилось в нехватке 155-миллиметровых снарядов для нужд ВСУ. Киев предложил своим спонсорам по "Рамштайну" создать коалицию по развитию оборонной индустрии для локализации производства западного оружия на украинской территории. На 6-7 декабря в США планируется конференция, главной темой которой станет как раз взаимодействие американского и украинского военно-промышленных комплексов.
Вливания в оборонный комплекс - это длинные инвестиции. Поэтому, несмотря на текущие трудности с финансированием, перестройка оборонных предприятий стран США и их европейских союзников намекает и на подготовку к боевым действиям в будущем, и на то, что от долгосрочной натофикации Украины, как недавно выразился ее министр обороны Рустем Умеров, на Западе не отказываются. Да и статус России как ключевого противника прочно закреплен в новых стратегических документах стран НАТО.В этом контексте примечательно, что в западном информпространстве если и говорят о прекращении боевых действий на Украине, то звучит термин "заморозка", а не урегулирование. "Заморозка" не предполагает поиска решения, а лишь некое перемирие, которое сохранит очаг напряженности у границ России, готовый разгореться в любой момент по указу натовских стратегов.