23.11.2023 21:30
Культура

Выставка "Гении и современники Серебряного века" откроется в Третьяковке

Российская газета - Федеральный выпуск: №267 (9212)
Борис Григорьев. "Музыканты". 1914 год. Темы человека театра и человека в театре вдохновляли художников Серебряного века. / Пресс-служба Третьяковской галереи
Читать на сайте RG.RU

Выставка "Гении и современники Серебряного века", Третьяковская галерея, с 24 ноября 2023 года по 19 мая 2024

Проект посвящен графике главных героев художественной жизни обеих столиц, на рубеже веков воплощавших понятие "Серебряный век", а также незаслуженно забытым или не получившим должной известности художникам.

Как известно, на рубеже веков появилось немало "измов". Художественные группировки, выставочные объединения, журналы-манифесты искренне боролись за внимание публики. Несмотря на то что все конкурировали друг с другом, соперники одновременно были и единомышленниками, ведь их объединяла идея обновления. Все искали новые источники вдохновения, новые темы и способы их воплощения. Так художники создавали новый русский стиль.

А главным мотиватором становилась вся история искусства. По-своему интерпретируя вечные сюжеты - мотивы окна, деревьев, фонтанов, арлекинад, прогулок, купальщиц, венер, художники раскрывали их новые смыслы.

Тему человека в театре и человека театра на выставке раскрывают работы Леонида Пастернака "Концерт Ванды Ландовской" или "Музыканты" Бориса Григорьева.

Новое дыхание в этот период обретают различные портреты: костюмированный, парадный, аллегорический. Здесь вне конкуренции Борис Кустодиев с его "Купальщицами" и почти пасторальным портретом ребенка "Японская кукла".

Одним из наиболее интересных направлений в поисках обновления языка живописи стали церковные

В Историческом музее открылась выставка с кипрскими древностями

росписи. В начале ХХ века строились новые храмы. К их проектированию были привлечены лучшие художественные силы самых разных направлений: Михаил Нестеров и Наталия Гончарова, Николай Рерих и Сергей Чехонин, Виктор Васнецов и Кузьма Петров-Водкин. Многое было было разрушено, зато именно графика сберегла идеи и имена авторов проектов, в том числе и незаслуженно забытых, таких, как Валентин Щербаков и Василий Комаровский.

Завершает экспозицию "Распятый Арлекин" Юрия Анненкова, символично начиная отсчет настоящего ХХ века.

Выставка "Дачная жизнь. Фотографии конца XIX - начала XX века", музейно-выставочный центр "Росфото", с 29 ноября по 14 января 2024 года

Семья архитектора Бенуа в Петергофе, светская дама Юлия Лорер, художник Иван Владимиров, ветеринарный врач Карл Коссе, золотопромышленник Виктор Базилевский, Илья Репин в Куоккале, академик Александр Карпинский в Сиверской, Набоковы-Рукавишниковы в Рождествено.

Дача - сюжет уютный и вдохновляющий, особенно на пороге зимы. Вообще свое происхождение слово "дача" берет еще из петровских времен, когда так называлась дарованная земля. Чаще всего это связано с наделами на берегах Балтики, которые Петр I давал для строительства приморских усадеб, именуемых мызой или дачей.

А дачные фотографии на залитой солнцем веранде - отдельный жанр, в чем можно убедиться на выставке.

Музеи и памятники Москва Фотография