23.11.2023 20:33
Культура

Режиссер Николай Лебедев о композиторе Эдуарде Артемьеве: Скромный очень был человек - и этим тоже великий

Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №267 (9212)
Он написал музыку более чем к 200 кинофильмам и мультфильмам: "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Солярис", "Раба любви"… Музыка Эдуарда Артемьева станет теперь концертом-посвящением в его первый день рождения, когда композитора уже нет с нами…
Читать на сайте RG.RU
Композитор Эдуард Артемьев

Ведущим программы приглашен известный кинорежиссер Николай Лебедев, для фильмов которого - "Легенда №17" и "Нюрнберг" - Артемьев тоже писал музыку. Николай Лебедев рассказал "РГ" о концерте-посвящении и о том, как ему работалось с Артемьевым.

Легко ли вообще приглашать столь востребованных композиторов в свои фильмы?

Николай Лебедев: Эта идея принадлежала не мне, а Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова. По правде сказать, Эдуард Николаевич не горел желанием делать "Легенду № 17" - его не привлекал жанр спортивного байопика. Но мы встретились, он посмотрел фильм в первой сборке (монтаже - "РГ"), и материал ему, как я понял, приглянулся. Но Артемьев все еще был в сомнениях. Потом он рассказал мне почему: требовалось много музыки-экшен, а он не очень любил писать такую. Однако все-таки взялся.

Страха работать с самым успешным композитором отечественного кино не было?

Николай Лебедев: Я всегда смотрел на Артемьева как на классика, рядом с которым мне повезло оказаться благодаря стечению обстоятельств. И я знал, что если картина ему не нравилась, не ложилась на душу, то он никогда не брался за работу.

Николай Лебедев. / Пресс-служба организаторов концерта

Эдуард Николаевич прочел сценарий "Нюрнберга", но окончательное слово оставил на потом, он ждал первую монтажную версию. Мы сидели вместе в просмотровом зале, я поглядывал на Артемьева, видел, как пляшут отблески света с экрана на его задумчивом лице. Зажегся свет, и я с замиранием сердца ждал его реакции. Потом понял, что он счастлив от того, что увидел. Он писал музыку около полугода…

Для меня наслаждением стала не только работа, но и общение с Артемьевым. Я приезжал к нему в гости, мы сидели в его кабинете за музыкальным компьютером, он наигрывал темы. Бывало, я говорил: "Вот эта, какая замечательная!" Он отвечал: "А я ее уже не помню". И наигрывал новую, еще ярче предыдущей. Он сразу - на ходу, на лету создавал очень интересные темы. И у нас был еще один проект. Не состоявшийся - "Мастер и Маргарита".

В Москве состоялась российская премьера шоу Art of Hans Zimmer

Известно, что тех, кто экранизирует эту книгу, ждут разные неприятности… Как было у вас?

Николай Лебедев: А у нас, казалось, что все идет хорошо… Сценарий Эдуарду Николаевичу предложила студия. Перед этим спросили у меня, и я ответил: "Конечно, если ему понравится, буду очень рад". Но я вовсе не был уверен, что материал Артемьеву приглянется. И тут он вдруг мне позвонил. Сам! А я был на открытии какого-то кинофестиваля и абсолютно этого не ожидал. Артемьев сказал, что читал много сценариев по булгаковскому роману, но ему не нравилось, как решен материал драматургически, и он не верил, что в результате выйдет что-то толковое. А с этим сценарием он хочет работать и готов писать музыку к фильму. Но, к сожалению, этот проект остановился перед самыми съемками…

О том, что Артемьев мог работать много часов подряд, забывая о времени - ходили легенды. Это правда?

Николай Лебедев: Я был поражен тем, как он готовится к записи музыки. А еще - как прикладывал ее к изображению. И у него все по секундам сочеталось - еще до записи были расписаны все такты, очень точно просчитаны все эмоциональные изменения - в полном соответствии с экранной задачей. И к концу первого дня работы я уже был уверен, что у нас все получится. Однажды он мне сказал: "В кино я всегда слушаю режиссера".

У нас будет больше музыки из кино. Ее исполнит Российский государственный оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки

А каким был Артемьев в повседневной жизни?

Николай Лебедев: Тоже "не тянул на себя". Однако же, приходя в любую компанию или в студию, он сразу становился центром внимания. Потому что был невероятно легким в общении человеком, с замечательным чувством юмора, веселый, искренний и отличный рассказчик - он притягивал к себе людей. И с ним хотели общаться, близкие люди называли его Лёша - это второе имя Артемьева.

И вот сидел в кругу друзей или людей, которые быстро становились его друзьями - такой большой ребенок Эдуард Николаевич, он же Лёша, который все точно анализировал, понимал, рассказывал, а вокруг него собирались музыканты, травили анекдоты и байки, и всегда всем было вместе очень интересно, уютно и здорово. При этом он никогда не вел себя как супермэтр, перед которым все должны трепетать. Нет, этого никогда и близко не было. Не раздувал, как это сейчас модно, чувство собственной уникальности и неповторимости, - а зачем, если и сам знал, насколько он уникален и неповторим. Скромный очень был человек. И этим тоже великий. И искренний.

Удастся ли воссоздать такую атмосферу и дружеский круг теперь - на концерте-посвящении композитору?

Николай Лебедев: В этой программе заявлены композиции, которые особенно ценил и отбирал для своего юбилейного концерта в Государственном Кремлевском дворце сам Эдуард Николаевич. Но у нас будет больше музыки из кино. Ее исполнит Российский государственный оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки, который часто записывал произведения Артемьева для кино. А дирижер и композитор дружили… Очень трогательно и то, что прозвучит и "Посвящение Артемьеву", которое написал его ученик Артем Васильев.

Афиша

Эдуард Артемьев. "Посвящение в день рождения". Гала-концерт. Москва, Светлановский зал ММДМ. 30 ноября, начало в 19.00

Композитор Владимир Матецкий: "России по силам сделать новый музыкальный конкурс"
Музыка Наше кино