Ольга Розанова (1886-1918) прожила всего 32 года, восемь из которых она посвятила поиску своей художественной идентичности.
За этот краткий период ей удалось попробовать себя в большинстве направлений авангарда: от супрематизма до футуризма. И выйти на новый смысловой уровень живописи- фактически отказаться от формы. Выставка "Кубок созвучий. По направлению к Розановой" не только позволяет увидеть лучшие работы авангардистки, но и дает возможность проследить её влияние на творчество художниц нашего времени.
Изюминкой экспозиции стала картина "Зелёная полоса" художественная ценность которой сопоставима с "Чёрным квадратом" Малевича. Эта работа произвела революцию в мире искусства, став первым произведением русского авангарда, буквально выходящим за пространство холста.
Александра Паперно и Анна Титова переосмысляют основные принципы супрематизма с помощью световых инсталляций. А Белла Покрова создала для этой выставки тончайшую абстракцию из фарфора. Организаторы предлагают не просто найти прямое сходство в работах, а уловить тонкие созвучия и параллели в творчестве художниц из разных эпох.
Обратите внимание на пугающую комнатку в центре зала. Там находится инсталляция группы "Малышки 18:22", которую художницы создали, вдохновившись историей незаслуженного полувекового забвения Розановой. Авторы предлагают посетителям примерить на себя образ хорошей девочки, за которым неумолимо следуют ограничения и предрассудки. Их метафорично изобразили в виде тёмных щупалец, окутывающих входящих.
Созвучия на этом не кончаются. В соседнем пространстве находится выставка "Закат в сто сорок солнц", название которой отсылает к стихотворению Маяковского о встрече с небесным светилом. Энергичное и даже дерзкое общение поэта с солнцем метафорично передаёт атмосферу эпохи, когда будущее казалось таким близким и ясным. Утопические мечты о покорении космоса отражены в работах авангардистов, всё так же смелых в своих поисках и ставивших свободу выше всех других благ.
В разделе, посвящённом работам художников 60-х годов, космос представлен как новая реальность и как символ величия человечества. Главный пример - полотно Рубена Гевондяна, которое изображает нового героя нашего времени - космонавта, открывающего дверь в новую эпоху. А в разделе "Эскизы будущего" собрана графика, вдохновлённая самыми смелыми мечтами людей, которым космос ещё не был доступен.
В последней части экспозиции собраны работы поколения художников, которое уже осознало всю утопичность покорения необъятного космоса. Особенный интерес здесь представляет короткометражка ганского производства об удивительном случае в мировой истории- замбийской космической программы.
"Сама идея выставки пришла к нам в пандемию, когда мир сократился до размеров квартиры, - говорит куратор Андрей Василенко. - Стало ещё более очевидно, что для сохранения нашего биологического вида нам когда-нибудь придется выйти за пределы Земли. Именно в этот момент мы поняли, что стали воспринимать космос с совершенно утилитарной точки зрения. Как смотрели европейцы в XV-XVI века на не заселённые земли. Но когда-то полеты на другие планеты вдохновляли целые поколения на упорный труд и множество попыток оторваться от Земли и от привычного и отжившего. Эта выставка- попытка осознать, чем же космос стал для нас сегодня".