Сахалинский Международный театральный центр им. А.П. Чехова ("Чехов-центр") привез "Грозу" в постановке режиссера Александра Созонова (с прошлого года - главный режиссер Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова в Ярославле).
В постановочной команде - известные профессионалы из Москвы, Петербурга, Ярославля. Очень интересное прочтение драмы Островского. Из аннотации спектакля, который номинировался на "Золотую маску": "На сцене мир смелой антиутопии, темной сказки, говорящей о самом актуальном и злободневном".
Город Калинов на берегу Волги. Далекий 2159 год. Жизнь купечества, "темного царства". Жестокие нравы в городе. Разврат да пьянство - и все шито-крыто. Народ в церковь ходит. Любит, страдает, изменяет…
Катерина, "луч света в темном царстве", как писал критик Н. А. Добролюбов, замужем. Муж - дурак (Тихон), свекровь (Кабаниха) люта. Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), по Островскому - богатая купчиха, вдова, человек очень сильный и властный, совсем заела домашних, со свету сживает. Обычно ее играют немолодые актрисы, заслуженные-народные, мастера труппы. Здесь - молодая, красивая женщина (актриса Наталья Красилова). Блондинка с распущенными волосами. Ярко-красная помада. Туфли красного цвета, на шпильках… Костюмы вдохновлены китчем "а-ля рус".
Корреспондент "РГ" поговорила с режиссером спектакля "Гроза".
Почему вы перенесли действие в далекое будущее? При этом сохранен текст автора. И через 140 лет ничего в жизни не изменится?
Александр Созонов: Сразу уточню - спектаклю пять лет. Да, его ставил я, но совершенно другой человек в другой стране. Неоднократно менялись несколько ключевых артистов. Спектакль много поездил, был номинирован на разные премии, получил хорошую критику. И все также идет с успехом. Но раньше в начале спектакля был титр, который мы убрали, чтобы не ранить людей. Он звучит так: "Далекий 2159 год. Город Калинов. Прошла смута великая, прошла война последняя, и царь-батюшка вечный порядок навел. Возвел великую русскую стену, оградившую Русь святую от нехристей, содомитов и зимы лютой. Нефть и газ в стране закончились, зато есть православный интернет, в котором все толком изложено. Настало вечное лето, а также счастье и покой, которых все так долго ждали". Гроза - это та Русь, о которой вы мечтали, но боялись озвучить. В ней все прекрасно: с говорящими медведями, прекрасными русалками, но при этом сотовыми телефонами и неисчислимыми государственными праздниками.
Пять лет назад, когда мы ставили спектакль, нам казалось, что это очень остроумно, а сейчас это реальность. Мы на грани нового средневековья. Поэтому герои "Грозы" живут на обломках старой империи, как мы живем на обломках достижений советских времен. Действие спектакля разворачивается на фоне плотины ГЭС через Волгу, которая держится только на энтузиазме последнего инженера в городе, Кулибина. Но финал очевиден - Катерина убивает себя, а река прорывает дамбу и сметает город Калинов вместе со всеми его жителями. Потому что народ, который не помнит своей истории и бесконечно ходит по кругу одних и тех же ошибок, должен быть стерт с лица земли. Выживут только те, кто сбежит в Китай, как Кудряш и Варвара. Единственный человек, который "спасется", это Катерина. Несмотря на то, что она самоубийца (а это главный грех в христианстве), возносится на небо.
Пять лет назад было нелепо думать о логичности такого финала, и публика "Грозы" страшно веселилась. А сейчас мы так живем, и публика все равно ходит на этот спектакль и находит зоны для оптимизма. Мы все равно стараемся найти "луч света в темном царстве" и находим его. Стараемся быть сильными, смелыми, помогать своим, любить свою родину - изобретать рецепты счастливой жизни. Легко любить родину, когда она прекрасная, как в произведениях русской литературы. А надо любить ее сейчас, в такое непростое время. И это моя задача, как режиссера.
Тем временем
24 ноября "Грозу" на фестивале представит московский "Сатирикон" имени Аркадия Райкина. Как сообщает пресс-служба театра, режиссер и художественный руководитель театра Константин Райкин поставил спектакль в жанре трагического балагана, где смешаны времена и языки.