Этот спектакль можно назвать уникальным явлением - он был задуман Гариком Сукачевым около пяти лет назад, добро на постановку в "Современнике" дала еще Галина Волчек. Оба понимали, что это - вызов, ведь "Убить Бобрыкина" - необычный роман. Он весь написан от первого лица, в нем почти нет диалогов. Первую инсценировку Гарик Сукачев вместе с петербургским драматургом Ольгой Погодиной создали еще в 2018-м, но потом текст неоднократно дорабатывался, а сам проект постепенно обрастал звездными именами - так, за хореографию отвечает Егор Дружинин, художником по пластике выступил много лет сотрудничавший с Цирком дю Солей Павел Брюн, сценографию и костюмы создал известный театральный художник, модельер Андрей Шаров, а музыку написал Петр Налич.
Важно и то, что "САШАШИШИН" - первая полноценная коллаборация Театра кукол им. Образцова с драматической труппой. Куклы выходят на сцену не просто вместе с артистами "Современника", они играют отдельную линию всего действа. Такого опыта у "образцовцев" еще не было.
"После того, как я поставил спектакль "Анархия", Галина Волчек предложила мне взяться еще за что-нибудь, - рассказывает Гарик Сукачев. - Я сказал, что только "за", но у меня нет материала. Театр присылал мне пьесы, я сам что-то искал, но ничего из этого не грело. И вдруг выходит роман "Убить Бобрыкина", я его прочел и он меня совершенно смел. Я принес книгу Галине Борисовне, она прочла. Спросила: "Ты уверен, что хочешь это ставить? Это же почти невозможно". Я сказал, что знаю, и именно поэтому хочу работать только с этим произведением. "Ну, давай, вперед, я в тебя верю". Так что, все началось с Галины Борисовны".
Сашу Шишина, который живет со своей властной матерью, влюблен в Таню и ненавидит одноклассника Бобрыкина, играют сразу два артиста. Персонажа в юности исполняет Дмитрий Смолев, а в зрелом возрасте - Василий Мищенко. Но, конечно, глубокий и открытый герой тронул всех без исключения. Надо сказать, что актерская работа требовала большой и внимательной подготовки: команда спектакля ездила в центр, который занимается расстройством аутистического спектра, общалась там с особенными ребятами и их родителями. "На нашем пути встретились удивительные люди", - так говорит об этом Гарик Сукачев.
"Роль старика Шишина Игорь Иванович мне предложил давно, и спасибо ему за этот подарок. За то, что вернул меня на сцену "Современника", где я проработал 40 лет и откуда ушел после смерти Галины Борисовны, - сказал Василий Мищенко. - Я знаю, как работает Гарик Сукачев - это вторая моя с ним театральная работа. Он никогда не халтурит, делает все "по чесноку". И за это ему тоже спасибо".
"Это очень актерский спектакль, - продолжил Егор Дружинин. - Поэтому мы с трепетом и волнением следили, насколько форма будет соответствовать содержанию. К счастью, артисты нисколько не потерялись в хореографической партитуре, и спектакль получился по-настоящему драматическим. Дальше мы лишь старались соответствовать".
Эта история, конечно, о маленьком человеке - его радостях и горестях, о неразделенной - но от этого не менее настоящей! - любви, об одиночестве, о страхах… И об особенных людях, при встрече с которыми мы стараемся отвести взгляд, а они часто более глубоки, чем многие из нас… Не случайно перед смертью Таня в спектакле пишет письмо именно Саше. Тому, кто понимал ее лучше всех.
При этом зритель постоянно перемещается во времени - из настоящего в прошлое, к воспоминания, и обратно. Искренний и трогательный сюжет обрамлен самыми современными технологиями - у спектакля очень сложная машинерия, создатели даже не уверены, что его можно будет показывать на гастролях.
"Думаю, что эта премьера станет событием для всей театральной Москвы", - подытожил директор "Современника" Юрий Кравец.