В этом году в лизинг с привлечением средств Фонда национального благосостояния было закуплено 107 автобусов, еще 28 единиц - через специальный казначейский кредит. Как рассказал "РГ" заместитель начальника управления городского хозяйства Игорь Бугаенко, 65 из них - большой вместимости, 70 - среднего класса. По его словам, на данный момент этого количества достаточно для насыщения общественным транспортом двух направлений маршрутной сети - северных микрорайонов и большого района Правобережье. Кроме того, новые автобусы пойдут по пригородным социальным маршрутам.
Начало транспортной реформы было положено еще в 2019 году, когда в Калуге приступили к оптимизации маршрутной сети. Тогда это коснулось в основном северной части областного центра. По словам Игоря Бугаенко, город условно разбили на четыре части и новшества начали внедрять с северных районов. Теперь новые маршруты появляются на Правобережье, а затем реформа охватит весь город. В соответствии с комплексной схемой организации движения прежде всего устранили дублирующие маршруты, что сразу же заметно разгрузило городские магистрали от излишнего транспорта. Город развивается, появляются новые микрорайоны, растет пассажиропоток - все это потребовало изменения маршрутов и добавления транспорта на них. Кроме того, муниципальный транспорт должен охватить и отдаленные поселки городского округа. Реализация проекта требует насыщения автопарка транспортом, что, собственно, сейчас и происходит с помощью федеральных и региональных программ.
- Для этого используем все возможные средства и участвуем в федеральных программах. По поручению губернатора направили в Министерство транспорта РФ заявку на участие в инвестиционном проекте "Приобретение подвижного состава наземного общественного транспорта для последующей передачи в лизинг" с привлечением средств Фонда национального благосостояния. Она была одобрена Минтрансом. Кроме того, еще около 400 миллионов рублей на приобретение 28 автобусов большой и средней вместимости получили по линии Минстроя РФ в виде инфраструктурного кредита. Всего же для полного решения транспортных проблем городу потребуется еще 227 автобусов. Для этого уже отправили заявки на участие во всех федеральных программах. И конечно, рассчитываем на поддержку области. Муниципальными силами проблем общественного транспорта не решить, - рассказал Игорь Бугаенко.
Весь новый подвижной состав - низкопольный, оборудованный климатическими системами, видеонаблюдением и адаптированный под маломобильных пассажиров. В новых автобусах установлены валидаторы для бесконтактной системы оплаты. "Постепенно плата за проезд водителю канет в Лету", - заметил Бугаенко. А следующим этапом реформы станет в том числе и создание единой системы оплаты при любых пересадках. Все автобусы оснащены системами ГЛОНАСС, так что за их движением пассажиры могут проследить на специальных сервисах. А там и до "умных" остановок дойдет.
Конечно, калужан волнует вопрос повышения стоимости проезда. Игорь Бугаенко предположил, что определенное повышение тарифов будет. Это связано с увеличением стоимости обслуживания транспорта и удорожанием ГСМ.
Кстати
Параллельно с увеличением автобусного парка планируют развивать и экологически безопасный электротранспорт. Так, в планах закупка 160 новых троллейбусов. Сейчас правительство региона совместно с мэрией ведут переговоры о поставках.